Это интервью Корнелия фон Керссенброк и режиссер Людвиг Бауман дали накануне премьеры: авторы спектакля еще не знали, как восторженно его примет публика.
БАКУ: Корнелия, вы ведь давно знаете оркестр, с которым вам завтра предстоит исполнить «Плащ»?
Корнелия фон Керссенброк: Да, я с 2003-го ежегодно бываю в Баку, дирижировала сначала в филармонии, потом в оперном театре. Познакомилась с Поладом Бюльбюль оглу, участвую в жюри конкурса вокалистов, который он проводит в столице Азербайджана. А оркестр постоянно приглашаем участвовать в Баварском оперном фестивале, который мы вместе с Людвигом Бауманом устраиваем в Гут-Иммлинге. Так что я действительно хорошо знаю этот коллектив.
БАКУ: Из чего можно сделать вывод, что его уровень достаточно высок?
К.К.: Важно, что уровень этот год от года продолжает расти! Все время появляются хорошие молодые музыканты.
БАКУ: Постановка «Плаща» – ваша идея или театра?
К.К.: Наша, но она вызвана в том числе и тем, что в Баку уже был поставлен «Джанни Скикки». Также очень важно, что в «Плаще» острый сюжет.
БАКУ: Вы не думали о том, чтобы объединить «Плащ» с другой оперой?
Людвиг Бауман: Он и отдельно смотрится и звучит великолепно. Но в будущем я бы поставил его вместе с «Паяцами» Леонкавалло, как это сделали в Метрополитен-опера. У этих двух произведений одна суть: любовная история на троих, смерть в финале. Увлекательный криминальный сюжет!
БАКУ: Неужели для оперы важна криминальность сюжета? Все-таки главное в этом виде искусства – льющиеся с небес волшебные звуки…
Л.Б.: Нет! История очень важна. В «Плаще» идеальное либретто, очень точно разыграны отношения двух мужчин и женщины…
К.К.: Пуччини написал этот сюжет как настоящий киносценарий!
Л.Б.: Пение не на первом месте, в спектакле одинаково важно все. В Германии сегодня много внимания уделяют режиссуре, актерской игре на сцене. Я сам певец и знаю, как важно не просто стоять и петь, но играть.
К.К.: Если сегодня певец хочет сделать мировую карьеру, он должен уметь играть как драматический актер. Мы много работали с исполнителями, отрабатывали психологию ситуации. Есть некоторые места, где не нужно петь красиво. Погиб ребенок, нужно передать оттенки переживаний.
Л.Б.: В диалоге с мужем Жоржетта сначала говорит «да», потом «нет», потом снова «да», но каждый раз с разными интонациями, и важно показать эту разницу. Это достигается упорными репетициями именно актерской игры.
«Задача была рассказать общечеловеческую историю. Герои Пуччини ведь рвутся не столько в Париж, сколько к другой жизни, не столь бедной, более интересной…»
БАКУ: У Пуччини действие происходит в Париже, и обычно постановщики это обыгрывают. В «Ла Скала», скажем, в глубине сцены построили Нотр-Дам. А у вас нарисован условный порт, и есть скорее ощущение близости моря…
Л.Б.: Он немного похож на порт в Бордо. Возможно, поэтому появляется морское ощущение.
БАКУ: Для Баку, кстати, логичное.
Л.Б.: Да! Но задача была рассказать общечеловеческую историю. Герои Пуччини ведь рвутся не столько в Париж, сколько к другой жизни, не столь бедной, более интересной… Неважно, в какую эпоху и в каком городе происходит действие.
БАКУ: Как вы думаете, как развивались события после того, как Пуччини поставил точку? Жоржетта помогла мужу спрятать труп? Вызвала полицию?
Л.Б.: Невозможно, чтобы они опять жили вместе после такого шока! Нет, их отношения закончились.
К.К.: Хороший вопрос, но на него нет ответа. Каждый может придумать свою историю.
«Если сегодня певец хочет сделать мировую карьеру, он должен уметь играть как драматический актер»
Людвиг Бауман
Известный оперный певец (баритон), выступал на крупнейших оперных сценах мира, особенно был популярен в партии Папагено в «Волшебной флейте» Моцарта.
Владелец фермы, где живут более ста животных. Организатор и директор оперного фестиваля в немецком Гут-Иммлинге.
Корнелия фон Керссенброк
Училась церковной музыке в Зальцбурге и дирижированию во Фрайбурге. Обладательница многих престижных наград в области дирижирования. Работала и работает с оркестрами в Чехии, Румынии, Польше, Венесуэле, Грузии. Музыкальный руководитель оперного фестиваля в Гут-Иммлинге.