Юрий Соломин: начало сезона

Новый сезон артисты бакинского Русского драматического театра имени Самеда Вургуна открыли на старейшей сцене Москвы – в Малом театре. В мае в Баку с аншлагом прошли гастроли Малого. О силе традиций, классиках-прорицателях, актерской судьбе и преемственности двух старейших театров – московского и бакинского – мы поговорили с художественным руководителем Малого Юрием Соломиным.

Художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин

В Малом ремонт. Основная сцена законсервирована до 2016 года, поэтому гастролерам – Азербайджанскому государственному русскому драматическому театру – на два вечера были отданы подмостки филиала на Ордынке. Юрий Соломин лично проверил зал перед спектаклем бакинских коллег и пожелал удачи главному режиссеру Александру Шаровскому.

В рабочем кабинете худрука Малого театра – изящество храма искусства, серьезность генерального штаба и в то же время уют и теплота старомосковского особняка. Среди антикварной мебели, хрустальных люстр, парадных портретов корифеев русской сцены – многочисленные фигурки собак и клетка с неугомонным попугаем Федей, получившим имя в честь одной из любимых ролей хозяина – царя Федора Иоанновича. Кипы старинных журналов, альбомов и книг, на время ремонта сгруженные на пол и в кресла в творческом беспорядке, добавляют пространству особый колорит и схожесть с мастерской художника.

Русский драматический театр имени Самеда Вургуна привез в Москву два спектакля по произведениям Низами и Мирзы Фатали Ахундова. Оба спектакля – и «Семь красавиц» по Низами, и «Мусье Жордан – ученый-ботаник и дервиш Масталишах – знаменитый колдун» по комедии Мирзы Фатали Ахундова, – построены на национальных фольклоре, костюмах и музыке. Это своеобразное алаверды на Островского, которого в мае артисты Малого играли на бакинской сцене. Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» сорвал овации, гастроли стали настоящим событием в культурной жизни Баку.

БАКУ: Как отзывались о туре сами актеры?

Юрий Соломин: Они все вернулись в полном восторге от публики и города! У меня, к сожалению, не получилось приехать – открывал в это время большие гастроли в Саратове, играл Фамусова в «Горе от ума». Зато я прекрасно помню свой первый приезд в Баку.

БАКУ: Сорок лет назад?

Ю.С.: Да, последний раз Малый театр гастролировал в Баку в 1970-е годы. Сегодня гастроли – дело привычное, а в те времена это было целое событие. То был мой первый серьезный гастрольный тур. Я только купил любительскую кинокамеру «Турист» под восьмимиллиметровую пленку, бегал по городу, снимал на нее все и всех, особенно наших «стариков». Потом камера разбилась… о голову одного нерадивого товарища. (Смеется.) Очень жалею, что пленка погибла. Бакинский зритель нас очень тепло принимал. Из теперешнего состава труппы со мной тогда ездили Борис Клюев и Лилия Юдина.

БАКУ: Они как раз блистали в Баку этой весной.

Ю.С.: Да, у нас хороший состав в этом спектакле, многие ведущие актеры в нем задействованы. А ведь Юдиной 84 года! Тогда, 40 лет назад, в красивом ресторане над городом, откуда открывался потрясающий панорамный вид, Гейдар Алиев устроил для нас торжественный прием. И преподнес удивительный подарок – выступление начинающего азербайджанского певца, который только-только вернулся с учебы в Италии… Это был Муслим Магомаев. Я тогда впервые его услышал. Совсем юный, он пел «Фигаро», и мы все поняли: перед нами великий талант, восходящая звезда. Я помню, как Муслим стал ухаживать за Тамарой Синявской. Это были Дни российской культуры в Азербайджане в 1972 году. Тогда Людмиле Максаковой и мне было поручено вести правительственный концерт.

Егор Дмитрич Глумов – заслуженный артист России В. Г. Зотов, Голутвин – народный артист России А. Ю. Ермаков

БАКУ: Выходит, в Баку вы были два раза?

Ю.С.: Да, получается, что два. Мне сейчас пришел на память случай в Тбилиси через пару-тройку лет после наших бакинских гастролей. Был какой-то военный праздник. По этому поводу мы, актеры Малого театра, вели концерт, на который собралась большая правительственная делегация. Концерт завершился. Пока мы размышляли на крыльце театра, как добраться до гостиницы (движение в городе было перекрыто), к нам подошли Эдуард Шеварднадзе и Гейдар Алиев. Гейдар Алиевич с улыбкой поинтересовался, почему, дескать, в Грузии мы выступаем, а в Азербайджан по соседству не заехали. Я удивился: ведь мы совсем недавно были в Баку с большим туром. Он улыбнулся: «Почему бы не приехать снова?» И тогда мне показалось, что он сказал это не просто так. Вернувшись, я передал его слова Михаилу Цареву. Он согласился, что это хорошая идея.

БАКУ: Бакинский театр русской драмы – один из старейших в Азербайджане, в его стенах сформировались артисты, служившие затем в Москве и в других городах бывшего Советского Союза. В том числе на сцене Малого.

Ю.С.: Фаина Раневская, Михаил Жаров, Константин Мякишев и Виктор Шарлахов когда-то работали в бакинском театре. Мякишев играл у нас на большой сцене. А с Шарлаховым я много снимался. Очень хороший характерный актер. Мне вообще посчастливилось работать с великими людьми. В этот кабинет я пришел мальчишкой в 1957 году. Директором театра тогда был Михаил Иванович Царев. Он и в Щепкинском училище преподавал у нас художественное слово. Сейчас почему-то этот предмет переделали в «сценречь», пропало само понятие «чтец». А ведь искусство актера заключается не в том, чтобы просто выучить слова, – нужно суметь передать зрителю авторский смысл. В труппе нашего театра много блестящих исполнителей. Когда приезжаем на гастроли, особенно в провинцию, нас благодарят за то, что мы остаемся оплотом чистой русской речи. Мы каждый год выезжаем как можно дальше от Москвы. Побывали во Владивостоке, Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске… Я уже не говорю о ближних городах, до которых ночь езды. В 1993 году, когда провинциальные театры находились в особенно сложном положении, мы организовали специальный фестиваль.

Клеопатра Львовна Мамаева – народная артистка России И. В. Муравьева, Егор Дмитрич Глумов – В. Г. Зотов

БАКУ: Ваш театр называют Домом Островского…

Ю.С.: Да, это так. А Островский ведь так много сделал для провинции, очень любил провинциальных артистов, написал три блестящие пьесы о провинциальной жизни, которые до сих пор идут во всех театрах, и центральных, и периферийных: «Лес», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники». Александр Николаевич вообще находится в первой тройке драматургов «на все века». Потому к классике мы относимся бережно. Разве можно иначе? Ведь в этом здании, в этом кабинете когда-то работал Островский.

БАКУ: Бакинский театр играл не на основной сцене, а в филиале на Ордынке. Расскажите о нем.

Ю.С.: У нас там хорошая акустика, замечательный звук. Это старинное здание, сцену мы реконструировали в 1993 году. Пришлось перестроить почти все, даже фундамент, он ведь был полностью разрушен. Вход, нижний этаж и верхнее фойе с колоннадами – это то, что осталось от древней постройки. Сцена с кругом, закулисье, уборная, звуковая и световая аппаратура – все новое.

Нил Федосеич Мамаев – народный артист России А. С. Потапов

БАКУ: На время ремонта основная сцена переместилась на Ордынку?

Ю.С.: Да, мы уже многие спектакли сюда перенесли. Но некоторые постановки здесь невозможны: сцена чуть меньше, декорации не умещаются, «обрезания» делать не хочется. Есть некоторые нюансы, но мы все со временем переделаем. Сначала надо закончить основную сцену. Правительству спасибо – дали нам деньги и оборудование.

БАКУ: Как долго продлится реконструкция?

Ю.С.: Мы беремся завершить все к 2016 году. Это, по сути, первый масштабный ремонт для сохранения здания таким, каким оно было построено в 1824 году. Наш театр – национальное достояние. Здесь бывали Гоголь, Чайковский, Толстой, Чехов… В 1992-м мы уже реставрировали фундамент – с Неглинки видна стяжка из элегантных труб, которая держит наши стены. А сейчас назрела необходимость капитальных работ. Но жизнь в театре даже в это сложное время не замирает. 10 октября открылся уже 258-й театральный сезон. Мы сохранили коллектив: 130 человек – труппа, 200 человек – творческая часть, 30 человек – оркестр, которому уже 205 лет. А всего у нас работают 750 человек. Наверное, из драматических театров это самый большой коллектив и самый старший по возрасту.

БАКУ: И все-таки миллионы людей узнали вас по ролям не в Малом театре, а в фильмах, вошедших в золотой фонд советского киноискусства. «Адъютант его превосходительства», «Хождение по мукам», «Дерсу Узала»... Вы ведь за «Дерсу Узала» получили «Оскара»?

Ю.С.: Акира Куросава получил, я – нет. В СССР ведь такие дела не приветствовались. О том, что советский фильм получил престижную премию Американской киноакадемии, мы прочитали в газете. Я тогда спокойно ко всему отнесся, даже к словам знакомого, который побывал на церемонии. Он восхищался, что весь зал встал, когда нас объявили победителями. Спустя много лет в киноконцертном зале «Россия» устроили прямую трансляцию очередного вручения этой премии, собрав всех отечественных оскароносцев. Я не смог досмотреть ее до конца, шел по Красной площади и плакал от обиды.

Юрий Соломин с Александром Шаровским, главным режиссером Бакинского русского драматического театра имени Самеда Вургуна

БАКУ: У вас украли звездный час.

Ю.С.: Именно эти слова я потом сказал на презентации своей книги в Доме актера. И знаете что? Зал встал. Я рыдал. Кстати, «Оскар» у меня все-таки есть. Вот он стоит! (Указывает на миниатюрную копию знаменитой статуэтки.) Чешские коллеги из пражского театра на Виноградах подарили мне его после того, как сыграл на их сцене царя Федора. Они были в курсе всей этой истории. Их подарок для меня дорог, и я его храню.

БАКУ: А еще, вижу, вы храните автограф Елизаветы II.

Ю.С.: Да, это английская королева. (Указывает на фотографию на стене.) В 1994 году она выбрала наш театр для встречи дипломатического корпуса. Мы долго ломали головы, придумывая, что бы ей подарить. Времена тогда были сложные, безденежные. Решили преподнести высокой гостье палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Заказали ее хорошему мастеру, и, когда прощались с королевой, я вручил ей наш презент. Она удивленно посмотрела, поблагодарила, взяла подарок и пошла дальше. За ней потянулась свита. Вдруг один пожилой человек из этого королевского окружения – видно, из старых русских эмигрантов – меня остановил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шкатулки?» Я сказал, что вышло так случайно, что мы надеялись таким образом оставить о себе память. «Вы попали в точку!» – сказал он. Прошел месяц, мне приходит конверт из Англии, а в нем – этот портрет с подписью Ее Величества… А это Беатрикс – королева Нидерландов (показывает на соседний снимок).

Софья Игнатьевна Турусина – народная артистка СССР, народная артистка России Л.В. Юдина, приживалка 2-я – Н. П. Швец

БАКУ: Коллекционируете королев?

Ю.С.: Как хорошо вы сказали, надо запомнить! (Смеется.) И принцесс – вот Ее высочество из Японии. Надо сказать, что у нас довольно теплые отношения с зарубежными коллегами. С ноября 2010 года мы входим в Союз театров Европы, в прошлом году даже принимали в Москве Фестиваль театров Европы. Мне бы хотелось к открытию нашей основной сцены в 2016 году устроить мощный фестиваль для театров из Европы, России, Белоруссии и, конечно, Азербайджана. И пусть этот праздник Мельпомены длится целый месяц.

separator-icon
Голутвин – народный артист России А. Ю. Ермаков
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»