Большой театр открыл оперный сезон спектаклем “Дон Карлос” Джузеппе Верди со звездным составом. Главные партии спели Юсуф Эйвазов, Эльчин Азизов, Ильдар Абдразаков и Анна Нетребко.
Действие «Дона Карлоса» Джузеппе Верди происходит в летней Испании, на улице страшная жара (которую упоминают персонажи), но в спектакле Большого театра сцена сумрачна и периодически начинает идти снег. Английский режиссер Эдриан Ноубл вместе с художником Тобиасом Хохайзелем решили сделать зримым тот душевный холод, что царит в Испании, где вместе с жестоким королем Филиппом многое решает Священная инквизиция. Премьера этого занесенного снегами «Дона Карлоса» в Большом состоялась семь лет назад, с тех пор спектакль пользуется неизменным успехом: его ставят в афишу не менее десяти, а то и 15 раз в сезон.
Особенной должна была стать серия спектаклей в июне – на главные роли были приглашены Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Но из-за пандемии театр был закрыт и осенью специально открылся на десять дней раньше запланированного начала сезона – чтобы звезды смогли вписать выступления в Москве в свой график. Билеты на этого «Дона Карлоса» (официальная цена на которые доходила до 15 тысяч рублей) публика расхватала менее чем за сутки; меломаны ждали праздника и получили его.
Состав был воистину звездным. Роль мрачного короля Филиппа досталась знаменитому басу Ильдару Абдразакову. Партию несчастной супруги короля Елизаветы исполнила Анна Нетребко. (Елизавета в юности была обручена с сыном Филиппа, доном Карлосом, молодые люди любили друг друга, но однажды Филипп решил, что мирный договор между Францией и Испанией будет крепче, если на французской принцессе женится он сам, действующий король, а не наследник престола.) Собственно партия дона Карлоса – пылкого юноши, что может рухнуть в обморок от наплыва чувств, – была поручена Юсифу Эйвазову. Роль же его закадычного друга Родриго, маркиза Позы, которого король хочет сделать надсмотрщиком за наследником, получил Эльчин Азизов. Если еще упомянуть, что к великолепной четверке исполнителей добавилась Агунда Кулаева (роль княгини Эболи, безнадежно влюбленной в дона Карлоса и отчаянно ревнующей его к королеве), то можно понять, что ни одна роль не была в этом спектакле проходной, служебной. Оркестр вел маэстро Антон Гришанин – и он осторожно «уводил в тень», чуть приглушал своих музыкантов, чтобы ярче предъявить вокалистов.
Художник по костюмам Мориц Юнге одел героев по моде XVI века – никакого популярного в наши дни осовременивания персонажей, они будто сошли с полотен музея Прадо. При этом интенсивность чувств соответствовала веку XIX, незадолго до начала которого была написана драма Фридриха Шиллера «Дон Карлос» и в конце которого появилась одноименная опера Верди, основанная на этой драме. Романтический накал страстей, где равно важны любовь к женщине и любовь к свободе, переполняет этот спектакль – и артисты с удовольствием играют своих принцев, маркизов и принцесс.
Шиллер – и вслед за ним Верди – вписал историю трагического любовного четырехугольника в хронику борьбы Фландрии за независимость. Наследник испанского престола дон Карлос сочувствует жителям Фландрии, по стране которых испанские войска проходят огнем и мечом, его взгляды разделяет его друг маркиз Поза. Режиссер Эдриан Ноубл говорил об Испании в «Доне Карлосе»: «Огромная, стремительно выросшая империя, которая держится на сильной власти короля, инквизиции и армии. Общество, где ведется борьба с инакомыслием, где огромную роль играет жесткий церемониал, а живые человеческие эмоции опасны и влекут за собой гибель». Блистательный ансамбль певцов должен был сыграть противостояние живых душ и имперского холода – и это ему вполне удалось.
Борьба живого чувства и тягостной привычки к церемониалу была безупречно сыграна Ильдаром Абдразаковым. Его король Филипп не просто тиран, во время правления которого особенно ярко полыхают костры инквизиции. Он любит Елизавету, в угрюмой его натуре есть место для светлого чувства – но беда в том, что Елизавета его не любит. Она ему безусловно верна – честь для этой француженки не пустой звук, но любви нет и не было, что приводит короля в ярость и заставляет желать смерти сыну, портрет которого Елизавета хранит. Сама Елизавета в исполнении Анны Нетребко – воплощение идеала Прекрасной дамы, что никогда не может принадлежать влюбленному рыцарю во плоти. На верхах голос Нетребко звучал особенно волшебно – и ее воспоминания о родной героине Франции звучали грезами о потерянной свободе. В драматических сценах – когда муж устраивает Елизавете сцену ревности и когда в финале королева прощается с доном Карлосом, чтобы встретиться в лучшем мире, – Нетребко обозначала не только несомненное чувство своей героини к дону Карлосу, но несомненное чувство долга, что руководит ее героиней.
Две самые сложные с драматической точки зрения роли достались Юсифу Эйвазову и Эльчину Азизову. Дон Карлос открыт и пылок так, что в наше время его бы, пожалуй, сочли человеком не слишком умным, но авторы-романтики не слишком высоко ценили умение строить карьеру, зато боготворили верность в любви и благородство в политике. Дон Карлос Эйвазова чистосердечен и бесстрашен; ему никогда не придет в голову по-тихому ликвидировать злобного отца, зато он может в ярости достать оружие на виду у большой толпы. Этот практически детский порыв Эйвазов воплощает со всем трагическим жаром: публика понимает, что мальчишка обречен, но не может ему не сочувствовать. У героя Эльчина Азизова судьба тоже непроста: маркиз Поза – преданнейший слуга короля, но и дона Карлоса он любит как брата и Фландрии сочувствует. Еще через полсотни лет таких героев авторы-реалисты заставят сходить с ума и пить горькую из-за тяжкого раздвоения, в этой же опере нет никаких проблем: маркиз Поза всегда поступает так, как велит ему честь. «Делай что должно, и будь что будет».
Ковидная эпоха принесла свои новшества в театр. Каждое третье кресло в зале пустовало, чтобы обеспечить предполагаемо более безопасную «шахматную рассадку» (и неважно, что под стенами театра бродили горестные толпы не сумевших достать билеты фанатов), духовики в оркестре сидели за стеклянной загородкой. Зловредная инфекция все-таки подпортила открытие сезона – третий спектакль серии был отменен, потому что заболел Ильдар Абдразаков. Но в финале устроили стоячую овацию все ярусы театра, и этот «Дон Карлос» точно останется в истории как один из самых цельных и самых звездных спектаклей Большого.