Рауф Бабаев: суперстар

«Баку был воистину джазовым городом», – так начинал один из своих многочисленных рассказов о молодости Рауф Бабаев. Человек, которого можно было бы смело назвать джазменом Азербайджана номер один.

Рауф Бабаев, Ариф Гаджиев (на переднем плане), Лев Елисаветский, Теймур Мирзоев. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской Республики

Джаз – это музыка юга, стороны, где много солнца, воды и особенного отношения к жизни: чуть менее серьезного в том, что касается трудностей, внешне беззаботного, порой грустного, но никогда мрачного.

Ранние годы Рауфа Бабаева пришлись на войну, но – счастливая оптика детства – в памяти будущего певца осталось только хорошее. Как в несытые те времена отрезал дополнительную горбушку продавец в булочной. Как делились последним с соседями. Как всем миром кормили и одевали русского беспризорника, поселившегося на чердаке их дома на улице 28 Апреля, которую жители по старинке все еще называли Телефонной (ныне улица 28 Мая).

Музыкальную одаренность Рауфа родители заметили рано – и отдали в специализированную школу-десятилетку по классу скрипки. Впрочем, сперва бурного романа с музыкой у Бабаева не случилось: инструмент он, по собственному признанию, ненавидел, а увидев однажды во дворе нищего бродячего скрипача, и вовсе заявил, что таким не будет никогда.

Рауф Бабаев в музыкальном училище. 1952–1953. Фото: Из архива Руфата Бабаева

Потом была обычная советская школа конца 1940-х – начала 1950-х годов с драками, безобидным хулиганством, поисками брошенного оружия (да, и в мирном Баку бывало такое), скромными детскими развлечениями – аттракционами, мороженым и, конечно, кино. А в кинотеатрах играла музыка! И не просто музыка – джаз. С джазом в СССР тогда было непросто: стиль считался слишком американским, буржуазным, «далеким от народа». Но Баку недаром слыл одним из самых свободных городов СССР – джаз здесь играли открыто. «Когда я был пацаном, во всех центральных кинотеатрах играли потрясающие джаз-оркестры, – вспоминал Бабаев. – Мало того, в Доме флота в Баилове, «Роте Фане», Клубе железнодорожников тоже играли джаз! Я просто диву даюсь, какое было количество джазовых музыкантов в моем детстве. Баку был пропитан этой музыкой. Теперь говорят, что она была под запретом, – так пусть кто-нибудь мне объяснит этот феномен, что в Баку даже маленькие пацаны насвистывали джаз! А после того как прекратилась ждановская кампания, в СССР возродились оркестры Эдди Рознера, Леонида Утесова, Людвиковского, и наши бакинские музыканты стали нарасхват, потому что были лучшими в Союзе!»

Видимо, именно эта напитанность новой, независимой музыкой и помогла юному Бабаеву после школы сделать правильный выбор. Впрочем, не исключено, что решающую роль сыграла мама, которая стала беспокоиться, что еще вчера невинные шалости в компании одноклассников в подростковом возрасте могут зайти далеко. «Ты идешь или в музыкальное училище, или в ремесленное!» – заявила она сыну.

В Музучилище имени Зейналлы Бабаев поступил на факультет ударных инструментов. Заведение располагалось в одном здании с консерваторией, поступить в которую было мечтой каждого молодого музыканта. Ну а пока студенты училища при каждом удобном случае бегали на третий этаж – слушать музыку в консерватории. Где-то на этих лестницах они все и перезнакомились: Теймур Мирзоев и Ариф Гаджиев с хоро-дирижерского факультета, Адиль Назаров из класса контрабаса и ударник Рауф Бабаев. Свой формат искали недолго – Теймур Мирзоев услышал по старенькому радиоприемнику «Рекорд» – центру всей жизни для маленькой компании – выступление американского квартета The Four Freshmen и загорелся: давайте так же! Выяснилось, что петь могут не только Мирзоев и Гаджиев с дир-хора, но и контрабасист Назаров и барабанщик Бабаев.

***

«Я просто диву даюсь, какое было количество джазовых музыкантов в моем детстве. Баку был пропитан этой музыкой»

Лев Елисаветский, Рауф Бабаев, Ариф Гаджиев, Теймур Мирзоев. Фото: Государственный музей музыкальной культуры Азербайджана

Никакой репетиционной базы у почти случайно сложившегося квартета, конечно, не было. Распевки устраивали прямо на Приморском бульваре – как сразу заметили, к вящему удовольствию случайных слушателей. Впрочем, начинающие певцы пока скорее стеснялись: мало ли, а вдруг увидит кто-нибудь из преподавателей консерватории? Учителя у молодых музыкантов были ого-го: Кара Караев, Джовдет Гаджиев, Тофик Кулиев! Для них было второстепенно, что именно ты исполняешь, главное – как ты это делаешь.

А делали Рауф Бабаев и его товарищи явно неплохо. Еще на последнем курсе консерватории квартет пригласили в азербайджанский Госджаз. Назвались они скромно: «Бакинский вокальный квартет». Опыта набирались прямо на гастролях – сперва по республике, потом и по всему Советскому Союзу. Джаз, хотя и реабилитированный при Хрущеве, все-таки считался музыкой не вполне советской. Например, как ни хотели выпускники бакинской консерватории быть похожими на тех же The Four Freshmen, полностью этого добиться не удавалось хотя бы потому, что по-английски они могли петь разве что на репетициях. Для концертов все тексты следовало переводить как минимум на русский. Кстати, таким переводчиком для молодого квартета стал начинающий тогда, а впоследствии всем известный писатель Аркадий Арканов, добросовестно сочинявший «негритянские народные песни», под видом которых джазовые композиции выдавались бдительному худсовету.

Первые поездки по стране, первый – и сразу шумный – успех. В Ленинграде «Бакинский вокальный квартет» выступал два месяца, практически через день, и каждый раз аншлаг. В это время окончательно сформировался состав: место уехавшего в Москву по семейным обстоятельствам Назарова занял еще один бывший однокурсник, трубач Лев Елисаветский.

В 1963 году композитор Мурад Кажлаев пригласил Рауфа Бабаева и его товарищей в Дагестан, где они приняли участие в создании первого в республике эстрадного ансамбля «Гуниб». Коллектив был бешено популярен – прекрасный композитор и оркестровщик Кажлаев написал несколько хитов на стихи Расула Гамзатова: «Зов там-тамов», «Долалай», «Желтые листья», «Часто я вспоминаю». Фирма «Мелодия» выпустила две пластинки «Гуниба» – так голоса Бабаева, Мирзоева, Гаджиева и Елисаветского впервые зазвучали с винила. В 1965 году азербайджанских музыкантов отозвали из творческой командировки в Дагестан домой, в Баку.

***

Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской Республики

«По дороге из Дагестана в Азербайджан строили творческие планы и придумали название будущему ансамблю – «Гая», что в переводе с азербайджанского языка означает «скала». Уже в Баку мы получили от нашего земляка, великого тенора Муслима Магомаева, с которым дружили много лет, приглашение поехать в гастрольный тур на Дальний Восток». Так буднично Рауф Бабаев вспоминал о событии, которое без преувеличения стало главным в его жизни. Впрочем, рождение «Гая» как самостоятельного ансамбля с оригинальным названием – событие не только для его участников, но и для всей азербайджанской культуры. Едва ансамбль вернулся с Дальнего Востока, как музыкантам позвонил не кто-нибудь, а министр культуры Рауф Гаджиев. Выяснилось, что Азербайджан некому представлять на первом Всесоюзном конкурсе советской песни, до которого оставалось… две недели. Все пришлось делать, что называется, с листа: от разучивания песен до подбора сценических костюмов. Которых у музыкантов попросту не было: они привыкли выступать, так сказать, в гражданском. Помог Олег Лундстрем, выделивший «Гая» несколько костюмов своего знаменитого оркестра.

Условия конкурса были жесткими: десять дней, три тура – два отборочных и один финальный (если повезет в первых двух, конечно). В первом туре нужно было исполнить три песни: одну нигде ранее не исполнявшуюся и две по своему выбору. Во втором – пять (одна времен Гражданской войны или про нее, одну довоенного периода, одну времен Великой Отечественной войны, а также песню своей республики и еще одну по желанию). В финальном туре предстояло представить пять песен по своему выбору. Жюри – более чем строгое: Клавдия Шульженко, Александр Цфасман, Вано Мурадели, Гелена Великанова, Дмитрий Гнатюк, Георг Отс. Председатель – сам Леонид Утесов.

О московском триумфе Рауф Бабаев вспоминал так: «Мы с нашими джазовыми свингами отправились петь песни советских композиторов! И в каждую из классических песен вроде «Полюшко-поле» или «Если Волга разольется» мы, как говорится, добавляли ложку джазового «дегтя», хотя и опасались, что за подобные проделки жюри нас засудит».

Не засудили. «Гая» занял первое место в категории «Ансамбли», музыканты получили 400 рублей премии на всех. Кстати, второе место на том же конкурсе (правда, в номинации «Солист») занял Иосиф Кобзон. «Гая» – поистине виртуозный ансамбль, артистическое и вокальное мастерство его участников удовлетворяет самые взыскательные вкусы», – так оценил творчество Рауфа Бабаева и его коллег маститый композитор-классик Юрий Милютин.

***

«Двадцать с лишним лет без бакинского квартета «Гая» не обходился ни один телевизионный «Огонек»

Фото: Из архива Руфата Бабаева

Двадцать с лишним лет «Гая» и Рауф Бабаев были суперзвездами советской эстрады. Без бакинского квартета не обходился ни один телевизионный «Огонек», пластинку с музыкантами записывал такой серьезный композитор, как Давид Тухманов. В 1977 году Центральное телевидение сняло об ансамбле фильм. А еще раньше, в начале 1970-х, музыканты решились на нечто совершенно невероятное: исполнить на русском знаменитую рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Разумеется, не всю и без слов «Иисус Христос» на афише. Квартет стал секстетом – добавились вокалистки Тамилла Агамалиева и Галина Баринова, которая исполнила партию Марии Магдалины. Партию Иуды спел Лев Елисаветский, ну а Иисуса – Рауф Бабаев. И пускай на главных площадках страны этот концерт исполнить по понятным причинам не удалось, о нем говорили все. Ну а настоящим триумфом Бабаева, Елисаветского, Мирзоева и Гаджиева стала концертная программа «Огни большого города», поставленная Юлием Гусманом по сценарию Марка Розовского. Длилась она три часа, и в ней было всё – от джаза и фанка до азербайджанских народных песен, мировых хитов и пародий на коллег-эстрадников.

Гастроли по всему СССР и за рубежом – в Канаде, Болгарии, США, Кубе, Алжире, многих других странах. Восемь номерных альбомов. Слава главного азербайджанского джазового ансамбля (вот только в родном Баку доводилось бывать нечасто – слишком плотный был график). В 1980-х скромный когда-то вокальный квартет превратился в крупную музыкальную институцию: при «Гая» создается эстрадно-симфонический оркестр, а позже и рок-группа. Увы, на свете нет ничего вечного: сперва эмигрировал Елисаветский, затем Мирзоев. Ансамбль «Гая» прекратил свое существование.

Навсегда? Ну уж нет, решил тогда Рауф Бабаев. Вот что рассказывал он сам: «Как-то встретил на улице давнего друга Рафика Азизова. Он в это время был директором 21-й музыкальной школы, уговорил меня прийти прослушать ребят для класса вокала. Я прослушал и выбрал десять детей от шести до 11 лет. С этими ребятами у меня словно открылось второе дыхание…» Коллектив под названием «Бяри бах» уже через три месяца после первого прослушивания давал концерты в Баку, Москве, Турции, Египте. А в 2001 году ансамблю присвоили имя, прославившее азербайджанскую музыку, – «Гая». Руководил им до последних дней жизни народный артист Азербайджана, кавалер ордена Славы бакинец Рауф Бабаев.

«У меня было трудное детство. Но все равно говорю себе: Рауф, хочешь закрыть глаза и открыть их в том времени, с 30 копейками в кармане, когда шел и покупал полкило безумно вкусных помидоров за пять копеек, три репчатых лука, а на углу Книжного пассажа продавали разливное подсолнечное масло и кирпич черного хлеба? Да, я очень хочу вернуться в то время хотя бы на пять минут и снова очутиться в летнем Баку, в своем доме, где на столе стоит тарелка с салатом из помидоров с луком, залитым ароматным янтарным маслом, а рядом кусок черного хлеба…»

Фото: Из архива Руфата Бабаева
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»