Международный фестиваль джаза в Баку: живой звук
Художественный руководитель Baku Jazz Festival. Раин Султанов. Фото: Uzeyir Suleymanzade

XVI Бакинский международный джазовый фестиваль прошел под лозунгом «Джаз победы» и был посвящен освободительной войне в Карабахе. Для организаторов он стал и личной победой: в город наконец вернулись живые концерты. 

Наконец-то открылись границы, из Баку возобновилось прямое авиасообщение со многими странами – и это позволило фестивалю подтвердить свой международный статус. На его сцене собрались артисты из Грузии, России, Турции, Израиля, Германии, Люксембурга, Бельгии, Нидерландов. Конечно, был риск, что в любой момент одна из стран закроется на очередной карантин, но, как подтвердила директор фестиваля Лейла Эфендиева, 95 % музыкантов все же добрались до Баку. Свершилось то, чего ждали два года: живой звук и зритель в зале.

Правда, залов-то, строго говоря, и не было: к началу фестиваля крупные бакинские концертные залы, в которых подобает проводить мероприятие такого уровня, были все еще закрыты. После поисков альтернативных площадок, которые соответствовали бы всем мерам безопасности, фестиваль прошел в клубном формате. Поначалу организаторы беспокоились: останутся ли довольны зрители и артисты после привычного масштаба городских площадей, Государственной филармонии и Центра Гейдара Алиева? К счастью, уже первые концерты показали, что рискованное решение оправдалось на все сто.

Благодаря камерной обстановке (максимальная вместимость – 150 человек) нынешний фестиваль приобрел легкое настроение джем-сейшена, а программа – особую насыщенность. Небольшое пространство и расслабленная атмосфера создали интимную интонацию общения между музыкантами и зрителями в лучших традициях ленинградской джазовой филармонии и джаз-клубов Старого Света. «Любое помещение в дни фестиваля превращалось в зал, – рассказывает саксофонист Раин Султанов, художественный руководитель Baku Jazz Festival. – Мы привозили профессиональные звук и свет, учитывая все особенности конкретной сцены и рассадки зрителей. То, что во время концертов публика могла пить и есть, нас не напрягало. Если музыкант профи, он установит контакт со зрителем, и никакая еда в этом не помешает».

Эмоциональный диалог исполнителей и слушателей каждый вечер был почти осязаемым – не в последнюю очередь потому, что люди по обе стороны авансцены соскучились по живым концертам. Публика пребывала в приподнятом настроении и благодарно ловила каждый звук, а артисты выкладывались по полной. «Основной нашей задачей было вернуть зрителю живые концерты, дать возможность вздохнуть и скинуть напряжение, которое накопилось за эти два года. Обстановка была очень теплой и уютной», – говорит Раин.

Трио Dock in Absolute: Жан-Филипп Кох, Мишель Майс и Дэвид Кинцигер. Фото: Christian Wilmes

Открыло фестиваль трио Dock in Absolute – опытные гастролеры с аутентичным стилем: фортепиано (Жан-Филипп Кох), бас-гитара (Дэвид Кинцигер) и ударные (Мишель Майс). Это трио сыгралось давно и сейчас выдает джаз c элементами совершенно разных стилей, сочетая красивые музыкальные переплетения жанров. За время пандемии Жан-Филипп Кох сочинил практически целый альбом, пропитанный энергией, тревогой и надеждой; именно его музыканты представили в Баку. Трио Dock in Absolute сразу задало тон фестиваля и определило его высокую планку – поставив их в начало программы, организаторы, как говорится, пошли с козырей.

Всегда желанный гость на бакинской сцене, национальная гордость и первый азербайджанец, подписавший контракт с Warner Music Group, Исфар Сарабский порадовал публику дважды. Первый раз он выступил с программой своего альбома Planet, а во второй – в совместном концерте с Эльвином Башировым (ударные) и Русланом Гусейновым (контрабас). С ними сыграл и маэстро Раин Султанов на своем сопрано-саксофоне – получился заразительный акустический мейнстрим. Публика была в откровенном восторге.

Какой только инструментальный джаз не был представлен в эти дни: легкий, с элементами французского шансона от россиянки Анны Кашиной и ее проекта Jazz du Soleil; национальный джаз в исполнении лучших музыкантов страны Раина Султанова, Эльбея Мамедзаде, Ниджата Асланова, Шаина Новрасли; чувственный, сотканный из блюза, соула и ритмичного бибопа хард-боп от V4 Quartet; современное звучание, прекрасный вокал и электроника от Линды Бломхард с диджеем Тимоти.

Однако и голоса на Бакинском фестивале тоже звучали, причем как давно знакомые любителям еще советского джаза, так и новые. Диана Гаджиева, представлявшая Азербайджан на «Евровидении» в 2017 году, сейчас больше занимается электронной музыкой, но и от любимого с детства джаза не отказывается. Вместе с пианистом Афганом Расуловым, недавним постоянным резидентом Smalls Jazz Club в Нью-Йорке, Диана за два месяца подготовила для фестиваля специальную совместную программу. Получился чувственный и проникновенный дуэт в лучших традициях классического джаза. Гаджиева и Расулов спелись настолько, что хотят теперь записать общий альбом.

Из Грузии приехала Майя Бараташвили, отметившая в прошлом году сразу два юбилея: собственный (певице исполнилось 50) и профессиональный (30 лет в музыке). Майе довелось выступать с Джорджем Дюком и петь под аккомпанемент Игоря Бриля. Несмотря на непростую дорогу, недоразумения на границе и бессонную ночь, признанная джаз-дива Грузии все-таки вышла на сцену, и публика щедро отплатила ей стопроцентным вовлечением. Бараташвили пела от души и искренне – и Summertime, и фольклор на английском и азербайджанском. Кроме того, Майя ханым, как по-бакински обращались к ней слушатели, провела мастер-класс для молодых джазменов, участников конкурса I Am Jazzman!

В рамках фестиваля прошли кинопоказы, выставка и даже показ мод. На закрытии Раин Султанов, который любит свое детище Baku Jazz Festival так же сильно, как собственно джаз, признался, что очень доволен результатом – и, как положено, мечтает о большем: «Я очень хочу, чтобы у нас появилась возможность развернуть Baku Jazz Festival до масштабов лучших мировых фестивалей, приглашать больше интересных музыкантов, задействовать большие открытые площадки, чтобы каждый житель нашего города и гости могли послушать джаз. Я верю, что мы к этому придем, ведь нам только 16 лет, а это возраст становления».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»