Тарлан Горчу: ковер-самолет
Фото: Дмитрий Лившиц

Тарлан Горчу един во многих лицах: он дизайнер, художник, режиссер-постановщик собственного Театра марионеток. Параллельно с театральными делами Горчу успевает и работать в дизайн-студии, и заниматься современным искусством.

Рисовал он с детства, но с детства же увлекался театром и поступил на факультет театральной режиссуры в бакинский Институт искусств. Его учителем стал Тофик Кязылов – авангардный режиссер 1960-х, уделявший огромное внимание визуальной части спектакля. Рисовать Тарлан продолжал, вскоре после института сделал несколько выставок, стал членом Союза художников. Он искал ту точку, где театр и изобразительное искусство жили бы вместе в гармонии. На фестивале в Тбилиси молодой режиссер познакомился с Резо Габриадзе, и его театр марионеток стал для Тарлана откровением: перед ним была та форма театра, где доминанта – изобразительность, даже актеров нет.

Одновременно он серьезно занимается графикой, абстрактной каллиграфией. Его главным увлечением на годы стало ковровое искусство Азербайджана, и на 53-й Венецианской биеннале ковры мастера выставлялись вместе с инсталляциями и видео.

Ковер-самолет. 2009. Фото: Тарлан Горчу

Я летел в Лос-Анджелес, и почему-то мне не оторвали корешок от посадочного талона, оставили весь талон со штрихкодом. Я присмотрелся и ахнул: штрихкод представлял собой идеальный ковер!

 В искусстве ковра есть флористический и геометрический орнаменты. Геометрические считаются композиционно более древними, я всегда восторгался их простотой. И когда увидел тот штрихкод, мне показалось, что это максимум того, что можно сделать. Он предельно простой, черно-белый, только горизонтальные и вертикальные линии. И в то же время это мой личный штрихкод, в нем написано всё обо мне на данный момент: когда, кто, куда летит, и еще множество данных. Мой портрет этого дня. Это меня так поразило! И ведь в восточных сказках ковер-самолет – особая тема: он может перевезти тебя из одного мира в другой, из реальности в сказку. Очень мощный волшебный символ. И вдруг он появляется у меня в руках – и ковер, и самолет! Это чудо настолько меня заворожило, что я не стал менять ни одного пикселя, отмасштабировал талон и заказал ковер длиной 2,5 метра. Использовались только две нити: природная неокрашенная и черная. Он получился одновременно очень простым и предельно драматичным. Я не сочинял рисунок, я вообще не приложил к нему рук – только увидел. Мой опыт художника подготовил меня к тому, чтобы суметь его увидеть. Эту работу я выставляю вместе с посадочным талоном. Она демонстрировалась на Московской биеннале в 2009 году, потом в Париже, в Тбилиси. По мне, это самая лучшая работа, которую я не сделал – просто помог ей появиться на свет. Это мой ковер-самолет, мой абсолют совершенной простоты.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»