Фидан Назим гызы: вдохновляясь классикой
2019 год.

«Увидела отражение в стекле во время прогулки по городу и не могла пройти мимо».

Фотограф Фидан Назим гызы создает воспоминания при помощи цианотипии и уверяет, что «старое» ей дает силы создавать новое.

Бакинский фотограф Фидан Назим гызы всегда считала, что родилась не в свое время. «Меня постоянно манило прошлое – нравилось его изучать, углубляться в него, реконструировать», – говорит она. Отличным способом познания ушедшей эпохи и стала фотография – она, по признанию Фидан, окружала ее везде и всюду. «В 1990-е ребенком я приходила в магазин «Кодак», чтобы купить пленку для своей «мыльницы», и оказывалась в толпе любителей и профессионалов разных возрастов. Рассматривала их камеры, слушала, как увлеченно эти люди обсуждают проявку, и казалось, что из фотографий соткано всё вокруг. Через них я смотрела на жизнь, благодаря снимкам видела скрытые от меня особенности мироустройства. Фотография никогда не являлась для меня только увлечением или хобби. Она была гораздо большим – способом познавать мир».

2023 год.

«Ичери шехер и две вороны, смотрящие в разные стороны. Когда печатала этот снимок, добавила в него немного кофейных оттенков».

Фидан сегодня – не просто человек с фотоаппаратом, который стремится запечатлеть всё, что ей нравится, она – художник, работающий в специфическом жанре. Ее снимки рождаются не только при щелчке затвора камеры, но и при последующей обработке в лаборатории. Фидан работает в технике цианотипии, ранее использовавшейся для изготовления светокопий документов, а позже оформившейся в самостоятельный альтернативный жанр фотоискусства.

2022 год.

«Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви – место, на которое всегда очень интересно падают солнечные лучи. Этот снимок сделан как раз методом цианотипии».

Цианотип изобрел в 1842 году сэр Джон Гершель, название произошло от греческого слова cyan, что означает «темно-синий отпечаток» – снимки, обработанные подобным образом, имеют синеватый оттенок и становятся вариацией монохромного изображения. Для того чтобы достигнуть такого эффекта, используются химические растворы: цитрат железа-аммония и ферроцианид калия, а для проявления и фиксации – вода.

Как Фидан пришла к этому? «Ни один из современных способов печати не добавляет изображению столько «старины», к тому же хотелось привнести в процесс что-то уникальное, особенное, свое», – объясняет она способ превращать снимки в настоящие воспоминания.

2022 год.

«Птицы вьются возле статуи поэта и философа Мухаммеда Физули. Пришлось сесть и подождать удачного момента. Напечатано при помощи опять же цианотипии».

Фидан живет в Баку и большую часть фотографий, по ее словам, делает в старых районах, где есть птицы. Помимо столицы ее тянет в другие жилые районы Азербайджана, сохранившие атмосферу древности: например, в городок Загатала, что на берегу реки Талачай, или село Гах, расположенное у подножия южного склона Большого Кавказа. За пределами страны Фидан находит интересные, овеянные древностью места в Египте, Марокко, Италии, Франции, Аргентине. «Прошлое дает мне силы создавать новое», – говорит она.

separator-icon
2023 год.

«Это фото сделано в доме-музее мецената и промышленника Гаджи Зейналабдина Тагиева. Меня всегда увлекала обстановка в стиле ретро – очень хочется превратить ее в воспоминание. И снова цианотипия».

2020 год.

«Снимок, сделанный во время прогулки в Баилове: все время вижу там дома, сохранившие старину. Их хочется запечатлеть, а затем на печати сделать еще старше. Сюда я добавила немного кофе».

2019 год.

«Национальная библиотека Азербайджана. Человек, которого мы видим на снимке, будто пришел из прошлого и направляется в читальный зал».

2022 год.

«Лянкяран. Когда утром гуляю по набережной, вижу поезда – некоторые из них довольно старые. Вот один из них».

2023 год.

«В Ичери шехер часто можно встретить человека, кормящего белых голубей. На заднем плане – древний замок, которому птицы добавили эстетики».

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»