Гямигая – неофициальное название высочайшей вершины Зангезурского хребта, что проходит по восточной границе Нахчывани. На карте эта гора обозначена как Гапыджик.
С азербайджанского языка название «Гямигая» можно перевести как «скала-корабль» или «корабельная скала». Название связывают с легендой о Ноевом ковчеге, который якобы именно здесь нашел свой причал. Вообще имя библейского пророка очень популярно в этих краях, и даже сам топоним Нахчывань, по одной из версий, означает «Земля Ноя». Неудивительно, что мифологическое название знаменитой горы намного популярнее «паспортного».
Множество легенд рассказывает о том, как Ной бороздил здешние воды, периодически натыкался днищем ковчега на вершины затопленных гор и давал им названия. Вершина одной из гор от удара ковчега и вовсе практически раскололась надвое. Эта гора получила название Инандаг – «гора веры»; со временем ее название трансформировалось в Иландаг – «змеиная гора», возможно, из-за обилия здесь змей в летнее время. В народе ее также называют Хачадаг – «раздвоенная гора». Иландаг, возвышаясь на 2415 м над уровнем моря, одна из первых встречает гостей, прибывающих в Нахчывань. Вечно в туманной дымке или с нависшими над вершиной облаками, она напоминает гигантский шлем древнего воина и стала визитной карточкой автономной республики.
«Склоны Гямигая похожи на гигантскую цветочную клумбу, пересеченную горными ручьями с обжигающе холодной водой»
Дорога на Гямигая (3906 м) начинается у селения Сабиркенд Ордубадского района Нахчывани. Петляя между выжженными солнцем холмами, она поднимается вдоль реки Гилянчай. Окрестный ландшафт пустынен и на первый взгляд может показаться скучным. Здесь резко континентальный климат: при очень низкой влажности летом температура воздуха поднимается выше +40, зимой же столбик термометра может опуститься на 20 градусов ниже нуля. Поэтому, чтобы увидеть нахчыванские просторы цветущими и зелеными, здесь нужно побывать поздней весной.
Чем выше подъем по горному серпантину, тем интереснее открывающаяся панорама. Глядя на здешние горы, понимаешь, откуда черпал вдохновение средневековый архитектор Аджеми Нахчивани, создавая свои шедевры. Скальные столбы, словно древние мавзолеи, возвышаются над холмами и долинами, а Гилянчай разрезает горный ландшафт зеленым каньоном. Речная долина – настоящий оазис, в котором местные жители разбивают огороды и сажают фруктовые сады. Здешние фрукты считаются одними из самых вкусных в Азербайджане, особенно ценятся ордубадские лимоны.
«Речная долина – настоящий оазис, в котором местные жители разбивают огороды и сажают фруктовые сады»
Через полтора часа дорога приводит в одно из горных селений – Тиви. Дома построены по старинке из местного камня и самана, изготовленного из смеси соломы с глиной. В одном из таких домов гостеприимные хозяева демонстрируют мне настоящую ручную каменную мельницу, причем не «музейный экспонат», а из поколения в поколение используемую в хозяйстве. Механизм мельницы прост: два круглых жернова лежат друг на друге, в середину нижнего встроен деревянный стержень, на который насажен второй камень с отверстием посередине. В отверстие засыпают зерна и, вращая жернов с помощью деревянной ручки, перемалывают их. Жернова очень тяжелые, помол требует много сил, однако считается традиционно женским занятием.
При этом, несмотря на всю сохранившуюся простоту сельской жизни, здесь пользуются всеми благами цивилизации – от газопровода и электричества до параболических телевизионных антенн.
Насирваз – последний населенный пункт перед началом подъема на Гямигая. С окраины села виден скалистый гребень легендарной горы. Напрягая воображение, пытаюсь разглядеть в седловине скального массива Гапыджик контуры легендарного ковчега. Вспоминаю, как пару дней назад из окон отеля любовался еще более известным конкурентом на титул Ноева причала – горой Агрыдаг. Именно этот потухший вулкан, доминирующий над регионом Восточная Анатолия в соседней Турции, христианская традиция считает библейским Араратом. Разница в высоте у этих двух гор более километра не в пользу Гямигая, но в Нахчывани уверены, что Ной высадился именно здесь. Не верите? Посетите ордубадские села и спросите любого аксакала.
Но в мои планы не входит поиск истины в древнем мифе. Гямигая известна не только легендами о Ноевом ковчеге, но и вполне реальными рисунками-петроглифами, запечатленными на ее покрытых пустынным загаром скалах.
Еще около получаса тряски на внедорожнике по крутому серпантину – и перед взором предстает дорога, утопающая в разнотравье альпийских лугов. Склоны Гямигая похожи на гигантскую цветочную клумбу, пересеченную горными ручьями с обжигающе холодной водой.
Кстати, говоря о воде, нельзя не упомянуть озеро Гёйгёль (не путать с одноименным озером на территории Гёйгёльского национального парка). Оно расположено на высоте 3700 метров в нескольких километрах на северо-запад от селения Насирваз. Прозрачные воды с восточной стороны заключены в скальную оправу, а западные берега смотрят на живописную долину реки Саккарсу, берущей здесь начало. Местные жители рассказывают, что в июле на берегах озера можно увидеть сразу все четыре времени года: часть прибрежной воды все еще покрыта льдом и снегом, дальше вдоль берега доживает последние дни пожелтевшая трава, а на противоположной стороне озера берег пестрит яркими летними цветами и сочной весенней растительностью. Это озеро часто так и называют: озеро четырех времен года.
Но вернемся к Гямигая. Здесь на зеленых склонах разбросаны темно-коричневые каменные глыбы с выбитыми на них рисунками. Петроглифы Гямигая разнообразны как по технике исполнения, так и по содержанию. Очертания животных и людей соседствуют с изображениями мифических существ и различными знаками. Некоторые рисунки выбиты с особым старанием, некоторые небрежно процарапаны. Ученые относят их к концу IV– началу I тыс. до н. э.
Эта галерея бронзового века, расположенная под открытым небом на высоте более 3000 метров над уровнем моря, завораживает и впечатляет. Можно целыми днями ходить между камней и каждый раз открывать для себя что-то новое о жизни людей, живших здесь тысячелетия назад. Вот камень со сценой охоты на горного козла: охотник, вооруженный копьем, преследует животное. Рядом глыбы с изображениями лучника, змеи, реки, с антропоморфными фигурами, поднявшими руки вверх будто в древнем танце яллы. Многие рисунки напоминают планы поселений с дорогами и различными постройками. Встречаются изображения, напоминающие символы солнца и знаков зодиака. Особенно выделяется камень с семью вписанными друг в друга концентрическими кругами, практически идеально ровными. Возможно, древний художник пользовался неким подобием циркуля.
На склонах Гямигая не ощущаешь течения времени. Хочется осмотреть каждый камень, подняться на каждый холм. Но наступившая вечерняя прохлада, наполненная ароматом полевых цветов, напоминает, что пора возвращаться. И старый уазик превращается из обычного внедорожника в машину времени, готовую переместить путешественника из бронзового века в двадцать первый.