Майя Багирова: спрятаться в себе
2022 год

«Я в Баку. Проходила мимо Центра Гейдара Алиева, и понравился антураж: всё вокруг будто бы описы вает меня, даже ангелочек на заднем плане».

«В твоих фотографиях будто бы живет музыка», – сказали французы, увидев работы Майи Багировой на парижской SNBA Annual Exposition в 2015 году. О выставке в галерее Carrousel du Louvre она узнала случайно, от проживающей в Париже тети, и выслала несколько своих кадров. Дальше был триумф: сразу три награды жюри, море комплиментов, и Майя, студентка Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли по классу скрипки, до этого момента считавшая фотографию своим хобби, взялась за камеру всерьез.

Год спустя, окончив консерваторию, она переехала во французскую столицу и поступила в одну из лучших фотошкол Европы – Spéos. Здесь начала изучать фотожурналистику, посещая мастер-классы опытных репортеров агентства Magnum и практикуясь в Paris Match. Работы Майи Багировой коротко не охарактеризуешь: она фиксирует митинги, которые, как известно, в Париже никогда не прекращаются (и считает это одной из самых сложных задач: «Газом надышалась!..»); готовит проект на тему «Свобода, равенство, братство», снимая парижских клошаров и расспрашивая их о Liberté; фотографирует женщин в родном Азербайджане, чтобы показать их красоту французам.

В 2021-м Майя несколько месяцев провела в освобожденных после войны землях Карабаха – результатом стали выпущенный на четырех языках фотоальбом «Карабах» и выставка Le jardin noir («Черный сад») в Центре культуры посольства Азербайджана во Франции – 15 фотографий, сделанных в Агдаме, Физули, Джебраиле и Зангилане.

«Тематика и эстетика моих работ часто меняются, – говорит Майя. – Я человек настроения, в какой-то день мне интересно снимать войну, а в другой – пытаться выразить эмоции через пейзаж. Одна из любимых тем – птицы. Вижу их и представляю, что у меня тоже есть крылья». Замысел поснимать нетуристический Париж привел ее однажды в сад Тюильри, где Майя заметила воронов, чинно сидящих на памятниках. Получившиеся черно-белые монохромные снимки превратились в персональную выставку, прошедшую в Баку.

В отличие от Парижа, богемного и слегка высокомерного, Баку ей кажется городом очень открытым: тут и древний Ичери шехер рядом с новостройками, и бесценная возможность сидеть у моря и прислушиваться к себе, а еще очень разные люди. Мультикультурность Азербайджана – один из будущих замыслов Майи. Багирова планирует проехать по стране и показать разные комьюнити и диаспоры – как живут местные евреи или как устроились русские в Ивановке.

«Я и сама состою из разных частей: парижская девочка, бакинская, еще и еврейская – в детстве провела несколько лет в Израиле. Ищу путь соединить это всё». Майя живет на два города, так что микс восточного и западного всегда проявлялся в ее творческом подходе. «Во время учебы я делала всё наоборот: допустим, нам говорили, что надо снять стакан, а я снимала коленку», – со смехом вспоминает она. Казалось, что ее учат показывать вещи слишком прямолинейно, хотелось уйти от формальности, репортажности, зашифровывать двойные и тройные смыслы, чтобы люди могли читать кадр как текст, между строк.

О том, что «настоящие фотографы не учатся», Багировой сказал мэтр Георгий Пинхасов, член Magnum, автор знаменитой серии работ со съемок «Сталкера» Тарковского. Важнее всего практика, она развивает умение видеть то, что не всегда замечают другие. Свой творческий метод Майя называет «включением магического третьего глаза», который будто фиксирует замысел.

Играет ли она на скрипке? Регулярно, но в основном оставшись одна. «Этим отличаются способы самовыражения: для публики я буду фотографировать, а играть на скрипке – для себя. Это сокровенное и только для души. А при помощи камеры показываю то, что почувствовала, в том числе во время музицирования. Держу в руках камеру, а в голове звучит музыка, которую играла дома».

separator-icon
2020 год

«Мне понравились цвета дома. На фото – житель маленького села Хыналыг, окруженного горами, куда я поехала поснимать. Кажется, он даже не заметил, что его фотографируют».


2020 год

«Тоже Хыналыг. Женщина, чье отражение вы видите в зеркале, живет с 90-летней матерью и ухаживает за ней. Обычная семья – друзья отвезли меня к этим людям, чтобы я лучше их узнала. Они рассказывали разные истории, но я мало слушала – была погружена в себя и делала снимки».


2019 год

«Этот мужчина продавал пирожки на пляже в Новханах и громко кричал «Бир манат!» В нем я увидела царя пирожков, с короной».


2019 год

«Новханы. Лошадь как будто улыбается. Перед тем как сделать этот кадр, я хотела поговорить с маленьким мальчиком, но тот не реагировал. Оказалось, у него нарушения слуха и речи. Но вдруг подошла лошадь, и малыш начал улыбаться».


2020 год

«Хыналыг. Заметила, что люди там стоят и просто смотрят на горы. Часами. Спросила, зачем они так делают. Ответили, что это успокаивает».


2016 год

«Гобустан. Дорога, закат и потрясающий цвет. Кадр без обработки, цветокоррекции, мне не нравится что-то менять – делаю это только в том случае, если необходимо убрать технические недочеты».


2016 год

«В древности в этих пещерах жили люди. Слева виднеется дорога на Гобустан. Мне образ дороги очень близок: я постоянно двигаюсь, не могу долго оставаться на одном месте».


2020 год

«Баку любит туман, иногда здесь бывает даже слишком туманно. В тот раз было совсем ничего не разобрать, но потом я увидела этот кадр: частично скрытая башня и одинокий мужчина. Мне вообще нравится показывать одиночество».


2020 год

«Хыналыг. Обычный день в семье местных жителей: дети уснули, всё идет своим чередом, никто не суетится. Ну а зачем суетиться среди гор?»


Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»