В Гянджу из Москвы можно прилететь прямым рейсом, минуя Баку, – получится совершенно отдельное путешествие. Отдельное в прямом и в переносном смыслах: Гянджа-Газахский район, «страна виноградарей», не похожа на все, что мы видели в других уголках Азербайджана. Она, быть может, не так живописна, как северное или северо-западное направление, – спокойные ландшафты Малых Кавказских гор после Большого Кавказа кажутся почти равнинными. Холмистые плато с отарами овец, пашни, сенокосы... Но все же природа и люди сотворили здесь много удивительного.
К примеру, озеро Гёйгёль. 17 сентября 1138 года случилось страшное землетрясение, вершина горы обрушилась в ущелье и запрудила реку Ахсу. Так образовалось горное озеро – возможно, одно из самых прекрасных в мире. Леса подступают к самой его воде, бережно обхватывают в кольцо, а сверху прикрывают нежным туманом. Попасть на озеро непросто, но понять его местонахождение можно издалека – по горе Кяпаз, которой, как говорят местные, как будто не хватает «зуба».
Зримых следов прошлого здесь много, как и повсюду в Азербайджане. Игра для любознательных с ходу попытаться угадать эпоху, к которой относится та или иная конструкция: перекинутый через пропасть арочный мост из розового песчаника, старинная башня, пещерный монастырь, караван-сарай. (Для подсказки: здесь особенно много памятников Шелкового пути, одна из главных ветвей которого проходила через Гянджу.)
Еще одна любопытная страница из истории края написана немцами. В 1819 году сюда переселилось несколько сотен обедневших семейств из Вюртембергского королевства. Найдя здесь что искали (а именно плодородные земли), немцы принялись строить новую жизнь. Они расселились по округе, основали города, проложили широкие улицы, засадили их на европейский манер тополями и яблонями, построили кирхи и дома с черепичными крышами. В 1941 году, когда началась война, гянджинских немцев депортировали в Сибирь и Казахстан. А наследие их, немало повлиявшее на местный уклад жизни, осталось по сей день. В частности, именно с немцев началась местная винодельческая традиция.
Вдоль дороги из Гянджи в Шамкир тянутся ровные ряды виноградников. Сегодня здесь выращивают сорта саперави, каберне-совиньон, шираз, мерло, шардоне. Саженцы для большинства из них привезли из Франции, и они прекрасно прижились (после горбачевских времен, когда старые виноградники были вырублены, все пришлось начинать сначала).
В 2008 году восемь шамкирских вин получили медали на международном конкурсе в выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве, а Гран-при легкого цветочно-ароматного шардоне элегантно завершило триумф.
Так почему бы и нам не сделать это шардоне лейтмотивом нашего путешествия по Гянджинскому краю?
Гянджа
Гянджа невелика и уютна, несмотря на официальный статус второго по величине города страны. Баку – столица, мегаполис, а шарм Гянджи как раз в ее тихой провинциальности. Двухэтажные дома в центре построены из старого красного кирпича, некоторые увиты диким виноградом. Осенью гянджинские улицы становятся еще ярче из-за созревающей повсюду хурмы. На площади жгут листву чинар, воздух пахнет костром.
Гянджа –это две с половиной тысячи лет истории (юбилей отмечали в 2006-м), все века которой вплетены в ткань городской повседневности. Если подниматься от площади вверх, пройти через аллею, где собираются посидеть на солнышке старики, попадаешь к мечети Джума, построенной в 1606 году главным местным зодчим Шейхом Бахаддином. Два года назад во время ремонта в кирпичной кладке нашли конверт со 180 царскими рублями и письмом от человека по имени Гасым, который в 1910 году финансировал ремонт мечети и оставил деньги потомкам на следующий ремонт.
В городе сохранилось не меньше пяти сотен исторических памятников. Показав главные из них, гостей везут за город – смотреть мавзолей Низами, одного из величайших поэтов Востока, который всю жизнь прожил в Гяндже.
Гёйгёль
Если вам удастся попасть в заповедник Гёйгёль в горах Малого Кавказа (для этого нужно получить письменное разрешение в дирекции), это станет главным событием всего путешествия по Гянджинскому региону. Горные луга и нетронутые вековые леса, чистейшие родники, озера (помимо «голубого озера» Гёйгёль есть еще миниатюрные Маралгёль и Залигёль). По крутой каменистой тропе самые отчаянные могут подняться на столообразное плато Кяпаза, с которого открывается захватывающий вид на дальний Кавказ.
Путешествие к заповеднику начнется из одноименного города. Впрочем, имя Гёйгёль он получил лишь несколько лет назад. Немецкие виноделы основали его как Еленендорф, в советское время город переименовали в Ханлар – под этим названием он и значится до сих пор на большинстве карт.
Город крайне симпатичный и по-немецки аккуратный. Приятно прогуляться по его улицам, мимо кирхи и добротных каменных домов с резными фасадами. Некоторые особняки в полной мере сохранили свою аутентичность. Например, в местной музыкальной школе вся прежняя обстановка находится в отличном состоянии: изразцовые печи, паркетные полы, старая мебель, музыкальные инструменты, предметы интерьера...
Шамкир
Последним годом древнего Шамкира стал 1235-й. Монгольское войско было настолько велико, что, когда их предводитель Молар приказал каждому бросить по кому земли в окружавший город ров, ров сравнялся с землей, и завоевателям уже не представляло труда разрушить крепостную стену. Они разграбили город, подожгли его и истребили почти всех жителей.
Некоторое время спустя люди основали новый город неподалеку и тоже стали называть его Шамкиром. А Шамкир первоначальный, основанный еще в V веке, который почтительно называли «страной ста городов», археологи обнаружили не так давно. Толщина культурного слоя здесь более шести метров, в нем находят остатки фортификационных сооружений и жилищ, тандыры, колодцы, домашнюю утварь, изящную глазурованную керамику, которой особенно славился древний Шамкир. Работы для археологов здесь – непочатый край.
Гедабек
По этому арочному мосту проходила первая в Азербайджане железная дорога – гедабекская узкоколейка, построенная фирмой братьев Сименс в 1884 году. Немецкие промышленники превратили Гедабек в настоящий индустриальный район: на их медеплавильных заводах трудилось больше десяти тысяч человек, и производили здесь лучшую во всей Российской империи медь. Железная дорога как раз и соединяла заводы и медные рудники. Только представьте себе, первоначально вагончики тянули даже не паровозы, а их предшественники локомобили – «огненные телеги», машины с паровым двигателем!
Дорога прекратила свое существование в 1940 году, но арочный мост из тесаного песчаника стоит до сих пор. И если однажды здесь решат восстановить старинную узкоколейку, чтобы катать по ней туристов, аутентичный мост для этого уже есть.
Агстафа
Фрески в горных пещерах заповедника Кешикчи относятся к XII–XIII векам. Пещерные храмы этой эпохи существуют в разных странах Южной Европы и считаются редким достоянием, нуждающимся в особом уходе. Агстафинские фрески этот уход получили не так давно: в советские времена рядом был военный полигон. В пещерах, прямо поверх рисунков, оставляли надписи, в камнях видны следы пуль… Но сейчас в заповеднике Кешикчи полным ходом идет реставрация.
Стоит заехать и в саму Агстафу – провинциальный городок с особым чувством собственного достоинства. В начале прошлого века главным событием дня тут было прибытие поезда Баку–Тбилиси. Остановка длилась полчаса, и это были полчаса славы привокзального ресторана: для пассажиров по высшему разряду сервировались столы, обед уже был готов и вышколенные официанты носились между гостями, разнося тарелки. За это прекрасное действо агстафинский ресторан даже попал в знаменитый в ту пору путеводитель Бедеккера.
Что еще интересного
Албанский монастырь XV века в Дашкесане
Неподалеку находится и легендарное место отдыха – село Хошбулаг, которое в будущем собираются превратить в курорт. Здесь на альпийских лугах откармливаются лучшие в этих краях барашки.
Ашуги
Гянджинские ашуги, народные певцы-сказители, знамениты на весь восточный мир. В городе Товуз есть музей ашуга Бозалганлы, знавшего наизусть весь эпос «Кероглы».
Мингячевирское водохранилище
От Гянджи до моря – добрые 500 километров, зато рядом есть огромное Мингячевирское водохранилище, на пляжи которого ездят загорать и купаться жители региона.
Кони Агстафы
На конном заводе возле Агстафы разводят английских скакунов и делибозов – местную породу, представители которой считаются идеальными горскими лошадьми.
Нафталан
Мазь на основе нафталанской нефти, придуманная в XIX веке, лечит кожные болезни. Одноименный курорт к востоку от Гянджи с советских времен специализируется на нафталановых чудесах.
Бутылочный дом в Гяндже
Дом из 50 тысяч стеклянных бутылок был построен в 1960-е годы ветераном Великой Отечественной войны Ибрагимом Джафаровым.
ИНФО
-
ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
-
Попасть в Гянджу просто как из Москвы, так и из Баку (прямые рейсы из Москвы в общей сложности шесть раз в неделю). Западный регион довольно компактен, и между городами легко перемещаться на автобусах, маршрутках или такси (Гянджа–Гёйгёль – 25 минут, Гянджа–Шамкир – 40 минут, до грузинской границы – 3 часа).
-
ОТЕЛИ
-
Гянджа: «Гянджа», тел. (22) 565106
-
ВАЛЮТА
-
При въезде в Азербайджан лучше задекларировать всю наличную валюту. По закону вывозить из страны можно не больше того, что ввезли
-
ГЯНДЖА
-
Туристический информационный центр находится по адресу: ул. Шейха Бахаддина, 59, тел.: (22) 523383
-
АВИАБИЛЕТЫ
-
Средняя стоимость перелета Москва–Баку в один конец – около 8 тысяч рублей. Билет Москва–Гянджа обойдется в 10 тысяч, Москва–Лянкяран – 3–8 тысяч. В конце октября вводится зимнее расписание, что влечет за собой сокращение числа рейсов
-
МЕНЮ В РЕСТОРАНАХ
-
В небольших районных центрах меню в ресторанах чаще всего отсутствует – официант на память перечислит вам блюда дня. Имеет смысл сразу узнать их стоимость во избежание недоразумений