Азербайджанский театр кукол представил новый спектакль
Главный режиссер театра Гурбан Масимов

Сказка – ложь, да в ней намек, урок и национальная идея. Новый спектакль Азербайджанского государственного театра кукол по сказке «Семь гранатовых веток» посвящен сохранению традиций, важности семьи и рода. 

«Семь гранатовых веток» – народная сказка-притча, простой назидательный рассказ о братской любви, семейных ценностях и силе единства, древняя как сама история, верная как сама жизнь. Подобный сюжет есть в русской литературной традиции и, вероятно, во многих других. Жили-были семеро братьев, неразлучных и непобедимых. Вместе ели, пили, охотились, побеждали врагов. Однажды, одолев быка, поспорили, кто из них лучше справился, кто сильнее. Спорили-спорили и рассорились, стали жить раздельно. Начались неприятности, их дома атаковали враги, против которых братья оказались бессильны. Тогда они пришли к отцу за советом. Старик попросил каждого принести по ветке гранатового дерева и, связав прутья в пучок, показал, что невозможно разломить связку. «Семь прутьев – это вы, семеро братьев. И пока вы связаны между собой, как эти гранатовые прутья, вы будете жить в довольстве, останетесь сильными. Сила и счастье – в единстве».

Спектакль поставлен Азербайджанским кукольным театром при поддержке Министерства культуры Азербайджана и дома Cartier. «Наши ценности делают нас теми, кем мы являемся сейчас, – говорит министр культуры и туризма Абульфас Гараев. – Теряя контакт с родом и нитью наследия, мы так же уязвимы, как отдельные ветки гранатового дерева. Национальная идея единства – вот что надо укреплять в сердцах наших детей. Министерство культуры Азербайджанской Республики совместно с ювелирным домом Cartier поддерживает этот проект и надеется, что через него дети не только прикоснутся к прекрасному, но и поймут: семья, единство и доброта – это дополнения к мудрости, которая передается из поколения в поколение».

Древняя история в адаптации известного публициста Зульфугара Руфатоглу рассказана на сцене в лучших традициях детских постановок – доступно, красочно, с яркими современными визуальными эффектами, такими как компьютерные проекции мерцающего звездного неба, снегопада, рассветов и закатов.

За 45 минут (стандартное время кукольного спектакля, дольше детям сложно удерживать внимание) на сцене сменяется множество картинок, придавая действу некую клиповость и делая его максимально динамичным. Средства, за счет которых достигается такой «мультипликационный» эффект, простые, методы смелые. Главный режиссер театра Курбан Масимов и главный художник Равана Ягубова легко смешали в одном проекте две формы кукольного театра – срединную и театр теней, используя все пространство сцены.

Вот в портальной арке, словно в детской книжке с объемными картинками, оживают куклы из папье-маше в половину человеческого роста. В ярких национальных костюмах, в которых могли бы танцевать яллы и нынешние дети, большеглазые, добродушные семеро братьев – персонажи, конечно, сказочные и даже эпичные, но вполне современные. Они говорят как сегодняшние школьники, упоминая такие реалии XXI века, как вай-фай, и поют понятные песни, написанные специально к спектаклю заслуженным композитором республики Вугаром Джамалзаде. Куклы двигаются легко и без наигранного жеманства, руководимые актерами, скрытыми от зрителя черным тюлем в глубине сцены.

А в следующей сцене волшебство: те же персонажи неожиданно двухмерные – тени на стене, плоские фигуры из картона, освещенные лучом софита. Рассказчик тоже существует в двух формах: он и кукла на ковре-самолете, и реальный актер, похожий на огромную марионетку. Самая крупная кукла на сцене – бык – вроде бы отрицательный персонаж, но по его доброй глупой морде видно, что им руководят скорее природные инстинкты, чем врожденная злоба. Кажется, он сам недоумевает, когда братья, почти поборов его, начинают спорить и ссориться. Вообще, главная задача, которую поставили себе авторы, – создать максимально позитивное настроение и больше говорить о том, что такое хорошо, чем что такое плохо. Даже сцена охоты неагрессивна: это игра цветов и теней, цирковое представление с укрощением хищников.

Главный художник Равана Ягубова с актером Рамизом Гамбаровым

Сказка, как известно, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, традиции предков, формирующие национальное самосознание и самобытность. «Семь гранатовых веток» в Театре кукол – фактически модель мира, которым правят любовь и доброта; пример сплоченности семьи, высокого назначения рода, в котором у каждого четкая роль. Мудрый отец знает ответ на любой вопрос, мать – воплощение милосердия и заботы, а дети добрые, дружные, любящие, чтут старших, уважают традиции, любят родную землю. Счастливый финал становится возможным только благодаря всеобщей приверженности истинным ценностям.

Ювелирный дом Cartier, которому изначально принадлежала идея поставить эту сказку, не только славится собственными традициями, но и придает огромное значение национальному мировоззрению вообще. Для знаменитого французского дома такой проект – дань уважения культуре Азербайджана и акт поддержки его старейшего Театра кукол. В Азербайджане, где традиция кукольных представлений в рамках народных праздников имеет древние корни, профессиональный Театр кукол появился лишь в XX веке благодаря драматургу Джафару Джаббарлы и первому профессиональному актеру-кукольнику Моллааге Бабирли. Именно последний изначально возглавил бакинский театр, став одновременно директором, главным режиссером и художественным руководителем. В 1965 году у Театра кукол появилось собственное здание на бакинском бульваре – белоснежный дом работы известного архитектора Иосифа Плошко. Сегодня Азербайджанский театр кукол – это сотни спектаклей, победы на международных фестивалях, слаженная команда профессионалов. «У нас могут работать только самоотверженные люди, – говорит директор театра Рашад Ахмедзаде. – Актеру непросто всегда быть в тени, за куклой, для этого нужен особенный талант».

Новая постановка, по словам режиссера Курбана Масимова, – вызов и возможность максимальной творческой реализации для всей команды. Но главное, о чем не устает повторять режиссер, – национальная идея, о которой всем участникам хотелось лишний раз вспомнить и донести до юного зрителя. «Вместе мы сила! Нельзя об этом забывать», – говорит режиссер. Спектакль включен в постоянный репертуар Театра кукол на 2020 год.

Премьера состоялась перед Новым годом и была оформлена как детская елка. А какая елка без подарков? Посмотрев спектакль и наигравшись в детской, зрители получили в подарок книгу «Семь гранатовых веток» с точными и трогательными иллюстрациями художницы Зули Кри, выпущенную специально для проекта. «Эта работа очень важна для меня, – говорит иллюстратор. – Я уверена, что в мире нет ничего важнее семьи».

Гурбан Масимов с актерами (слева направо) Рагимом Рагимовым, Джамилей Аллахвердиевой, Рамизом Гамбаровым, Самирой Наджафовой и Ясином Аббасовым
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»