В рамках проекта «Народное достояние» при поддержке Halq Bank вышел альбом классика азербайджанской гравюры Алекпера Рзакулиева (1903–1974), чьи работы повествуют о жизни старого Баку.
Алекпер Рзакулиев родился на заре ХХ столетия, пережил революцию, обе мировые войны, сталинский террор и прочие катаклизмы века. В своих работах, воспроизведенных в книге, он изображал современность, но не ту, что ассоциируется с реалиями «долгого двадцатого». Как художника Рзакулиева интересовал бытовой уклад старого Баку, картины которого запечатлелись в его памяти с детства.
Художник вырос в Ичери шехер, и крепостные стены, окружающие старинный квартал, как будто отделяли его от перемен, что постепенно охватывали страну. Рисованием Рзакулиев увлекался с детства, перенося на бумагу сюжеты из окружающей жизни: сначала те, что наблюдал в мясной лавке отца; затем из эпохи комсомольской молодости 1920-х годов; наконец, уже в 1960-е годы, восстанавливая картины прошлого по памяти после почти 20-летнего перерыва, когда он был вынужден не по своей воле оставить занятия искусством.
Сказанное не означает, что Рзакулиева не интересовала «актуальная» современность. В своей рисовальной манере он опирался на сатирический журнал «Молла Насреддин», бывший рупором симпатизантов революции 1905 года и затем строителей социализма. Революцию воспринял с энтузиазмом, в начале 1920-х вступил в ВЛКСМ и, отучившись в художественной школе в Баку, продолжил освоение ремесла в московском ВХУТЕМАСе – главной кузнице советского авангарда. Учителями Рзакулиева были символист Павел Кузнецов, зачинатель самобытной школы русской гравюры Владимир Фаворский и основатель Общества станковистов Давид Штеренберг, влияние которого Рзакулиев отмечал особо. Вероятно, именно у Штеренберга он позаимствует уплощенную перспективу и диагональное построение композиции листа, которые удачно синтезирует с уроками Фаворского и при этом с традицией средневековой восточной миниатюры. Про тот период художник вспоминал с теплотой и энтузиазмом, цитаты из его воспоминаний обильно приведены на страницах издания.
Карьере Рзакулиева, взлетевшей стремительно, было суждено оборваться так же внезапно. В 1928 году его работы были с успехом показаны в Москве и Баку, но на следующий день после открытия бакинской выставки его арестовали по обвинению в связях с мусаватистами (опальными сторонниками независимости Азербайджана) и приговорили к пяти годам в Соловецком лагере. За Соловками последовало еще два срока в ГУЛАГе. Этому печальному периоду в книге отведен большой фрагмент: помимо сохранившихся зарисовок и гравюр на лагерную тему приведены архивные документы, выписки из судебных протоколов, фотографии.
Со смертью Сталина мытарства Рзакулиева завершились: его реабилитировали, приняли в Союз художников и дали наконец возможность реализовать давний замысел – масштабный цикл работ о старом Баку. Кстати пришлась техника линогравюры, открытая художником в послевоенный период благодаря Расиму Бабаеву.
Наследие художника сегодня составляет несколько сотен эстампов, изображающих быт старого города. Когда листаешь альбом, складывается ощущение, что художник стремился не упустить ни единой детали жизни Баку тех лет, передав ее во множестве сцен и сюжетов, детально воспроизводя предметную среду и драматургию повседневности. По работам, собранным в книге, можно в подробностях реконструировать повседневную жизнь азербайджанцев столетие назад: как выглядели люди, чем был наполнен их быт, что происходило на городских улицах. Нашлось место и Ленину, выступающему перед вхутемасовцами. При этом в них нет идеологии, которой художник по понятным причинам избегал. Все сюжеты переданы как часть общего течения жизни, в котором художнику важно было не упустить ни крохи, заглянув в самые потаенные ее уголки.