Музей ковра издал альбом на трех языках

Бакинский музей в своем роде первый в мире и, пожалуй, лучшее место, где можно познакомиться с историей и великолепными образцами ковроткачества. Книга «Азербайджанский музей ковра» стала результатом совместного проекта научного коллектива музея, реализованного под руководством его директора доктора наук Ширин Меликовой. Редакторами выступили ведущие специалисты и искусствоведы Теймур Буньядов, Мамедгусейн Гусейнов, Севиль Садыхова, Ширин Буньядова и другие.

Богато иллюстрированный научный труд собрал в себе важнейшие сведения по типологии ковроткачества, отдельные главы посвящены безворсовым и ворсовым коврам, тканям, вышивке, одежде. Разумеется, книга повествует и об истории создания музея, подробно рассказывает о людях, сыгравших важнейшую роль в его работе и формировании коллекции.

Лятиф Керимов, первый директор музея Азиз Алиев и сотрудница музея Бановша Сувари обсуждают особенности ковра «Гымыл». Баку, Ичери шехер, Джума-мечеть, 1980-е

Инициатором создания Музея ковра в середине прошлого века выступил художник и известный ковроткач Лятиф Гусейн оглу Керимов. Первая экспозиция развернулась в апреле 1972 года в пространстве Джума-мечети в Ичери шехер, позже она перебралась в Музейный центр и разрослась до 13 залов. Новый дом музей обрел в 2014 году. Здание на морском берегу, напоминающее разворачивающийся ковер, было спроектировано австрийским архитектором Францем Янцем. Пять тысяч квадратных метров площади позволили представить все богатство музейной коллекции, а это более 133 тысяч экспонатов всех направлений азербайджанского ковроткачества, классификацию которого предложил еще сам Керимов. Он выделил четыре школы ковра в соответствии с традициями крупных регионов страны: губа-ширванскую, гянджа-газахскую, карабахскую и тебризскую. 

Ковер «Шаби-хид-жран». Автор – Лятиф Керимов. 1976

Вникать в тонкости и нюансы ковровых секретов – чистое удовольствие, и альбом дает читателю такую возможность. И конечно, это редкая возможность увидеть самые яркие экспонаты музея. Его гордость – ширванский ковер «Шамахы» конца XVII–начала XVIII веков, редчайший образец из тех, что крайне редко встречаются в мировых собраниях, сотканный в дворцовых мастерских. В отличие от множества подобных изделий, сохранившихся лишь во фрагментах, этот экземпляр дошел до нас целиком. Особенность «Шамахы» – тончайшие узорные элементы губпа (купол), ислими, окантованные листьями. 

Ковер «Хиля-Афшан». Баку. XVIII в.

Среди других сокровищ музея – ворсовый карабахский ковер «Аждахалы», то есть «драконовый», датируемый концом XVII века. Дракон, хранитель жизни, скрыт в узоре в виде цветка пальметты. А «Хиля-Афшан», бакинский дворцовый ковер XVIII века, украшен сложными спиралями на фоне рассыпанного (отсюда и слово «афшан») растительного орнамента.

Особое место в экспозиции занимают творения самого Лятифа Керимова, в том числе его лучшая работа – ковер 1976 года «Шаби-хиджран» («Ночь разлуки»), на котором мастер разместил три гёля (медальона) редкой круглой формы.

Ковер «Шамахы». Ширван. Конец XVII – начало XVIII в.

Фотографии предоставлены «Азербайджанским музеем ковра». Баку. PoliArt, 2017.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»