Состоялось открытие световой инсталляции Миши Кубаля

В бакинском Kapellhaus открылась инсталляция дюссельдорфского художника Миши Кубаля Space – Speech – Speed. Художник превратил пространство бывшей кирхи в сцену, на которой разыгралась мистерия света и теней.

Световая инсталляция Кубаля технически проста: зеркальный шар сверху отбрасывает на потолок, стены и пол бесчисленные яркие точки, а видеопроекция превращает стены в экраны, на которых переливаются и переплетаются слова «Пространство», «Речь» и «Скорость». Трех слов оказалось достаточно, чтобы задать всей композиции динамику и разыграть безмолвный световой спектакль. Зритель попадает в царство игры света и тени, но это царство не из какой-то детской сказки, оно абсолютно современное, и кружение световых пятен говорит со зрителем и просит задуматься о том, как сверхскорости XXI века меняют нашу жизнь и способность воспринимать и чувствовать мир.

Место для инсталляции выбрано неслучайно. Kapellhaus, сегодня принадлежащий Немецко-азербайджанскому культурному обществу, еще с начала ХХ века был главным центром жизни немецкой общины в Баку. Здание в неоготическом стиле было лютеранской церковью, но использовалось не только для религиозных служб: здесь собирались бакинские немцы, дети учились в воскресной школе, а взрослые отмечали праздники и просто общались между собой. При советской власти историческое здание долго стояло заброшенным, в начале 1990-х его почти уничтожил пожар. Но после того как Азербайджан обрел независимость, отреставрированный Kapellhaus снова стал посольством немецкой культуры на кавказской земле. С 1997 года здесь при участии Немецкого культурного центра имени Гете проходят выставки и концерты, кинопоказы и встречи с германскими деятелями искусства.

Для Миши Кубаля церковное прошлое Kapellhaus было важным. Он обошелся с пространством бывшего храма весьма деликатно. Возможно, именно из уважения к этим старинным стенам он отказался от любого звука: его мистерия света совершается в полной тишине. Нужно отметить, что инсталляция Space – Speech – Speed была начата не с нуля. Это часть проекта, над которым Кубаль работает уже несколько лет и который реализует в разных странах. Незадолго до вернисажа в Баку открылась его новая выставка res.o.nant в Еврейском музее в Берлине. Там лучи и пятна света – излюбленный инструмент Кубаля, заменяющий художнику кисти и краски, – играют и поют в унисон с музыкой и звуковыми интервенциями, созданными 150 музыкантами специально для этой инсталляции, и потоки света и звука словно окутывают зрителя, проникают ему под кожу. Но для Kapellhaus в Баку художник избрал тишину. Зеркальный шар под сводчатым потолком бывшего храма мог бы смотреться легкомысленно, ведь такие шары – непременная принадлежность дискотек. Однако видеопроекции, преломляющие и рассеивающие световые лучи под сводами Kapellhaus, собирают «солнечные зайчики» в сложную симфонию, дополняют ее словами и образами, так что спектакль, в котором главную роль играет свет, завораживает и в молчании.

Мы поговорили с Мишей Кубалем перед открытием выставки.

БАКУ: Ваша световая инсталляция в Kapellhaus проходит в тишине, но центральное слово в ее названии – «речь». Что это за речь, о чем она?

Миша Кубаль: Да, эту инсталляцию определяют три слова: пространство, речь и скорость. Речь здесь не звучит, она письменная, и слова формируют пространство смысла. Для меня важно, что пространство Kapellhaus похоже на пространство храма, и свет придает ему религиозное измерение. Мне было интересно посмотреть, насколько эта безмолвная речь может оставаться речью, достигать зрителя.

БАКУ: Вы уже много лет работаете со светом, это ваш главный жанр. Что он значит для вас физически и метафизически?

М.К.: Физически свет для меня – инструмент, который помогает формировать, изменять и осмыслять пространство. А метафизически он связан с философией эпохи Просвещения, из которой выросло наше современное мироощущение и которая очень сильно повлияла на меня. В самом слове «просвещение» заложена идея света, и этот свет – свет разума, свет человеческой мысли. Это была первая эпоха, когда философы сказали: нас озаряет не природный и не божественный свет, а свет нашего собственного ума, нашей личности.

Кроме того, я всегда интересовался искусством ХХ века, русским авангардом, конструктивизмом. Там идея света тоже очень важна, это идея энергии. Тот же «Черный квадрат» Малевича – негатив света и в то же время сгусток энергии. И нельзя не понимать, что свет как энергия – ключевая идея наших дней. Наша эпоха – эпоха электричества, которое дало нам в первую очередь свет, а потом всё, что мы имеем: коммуникацию, интернет. Сегодня новые медиа позволяют нам коммуницировать со скоростью света. И еще ХХ век – век фотографии и кино, технологий, тоже построенных на свете.

БАКУ: В первый раз вы приехали в Баку, чтобы познакомиться с городом и придумать для него произведение искусства; сейчас ваш второй визит, произведение уже готово. Каковы ваши впечатления от Азербайджана и его столицы?

М.К.: Да, я впервые приехал в Баку в прошлом году по приглашению директора бакинского Культурного центра имени Гете господина Альфонса Хуга. Баку и Азербайджан мне показались очень интересными – в первую очередь как многоголосие и пересечение культур. Я с утра до вечера ходил по городу, был в мечетях и музеях. И я увидел здесь множество параллелей с другими культурами: в азербайджанской эстетике прочитываются и Грузия, и Иран, и даже Китай. Я слышал мугам и поразился, как сочетаются в нем визуальное и музыкальное. Самое интересное для меня – именно синергия визуального искусства и музыки, синергия разных культур, их переплетение.

Не знаю, стоит ли говорить сейчас об этом, но я собираюсь продолжать свой проект в Азербайджане. И вторую часть его я хотел бы сделать в мечети. Бакинские мечети очень впечатлили меня: мусульманской архитектуре свойственна игра света и тени, которой я занимаюсь всю жизнь. И еще для меня важна синергия разных религий. Поэтому мне был так интересен Kapellhaus – бывший лютеранский храм. Сейчас у меня параллельно проходит выставка в Еврейском музее в Берлине, и за всю историю музея я первый нееврейский автор, который там выставляется. Так и здесь, в Баку, я не мусульманин, а христианин, но меня интересует то, что есть общего у всех религий мира: свежая энергия и единое пространство.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»