Центр Гейдара Алиева представил выставку художников из Турции
Анатолийские цивилизации – соединение культур. Халил Акдениз

Ретроспективная выставка «Воображение, пространство и время в современном изобразительном искусстве Турции» знакомит с турецкими художниками XX-XXI веков.

На выставке в Центре Гейдара Алиева представлена часть обширной коллекции турецкого Центрального банка. Коллекционированием национальной живописи банк начал заниматься с первых лет становления республики; собрание обрело очертания еще во второй половине 1930-х годов и к настоящему времени стало одним из самых значительных в стране — в нем более 900 экспонатов. Произведения из своей коллекции банк ежегодно показывает в разных странах: выставки уже прошли в США, Германии, Австрии, Испании, России, Японии.

Семейное дерево. Оздемир Алтан

Национальная живопись в западном понимании стала формироваться в Турции в конце 19 века: первая академия изящных искусств открылась в Оттоманской империи в 1889-м году, а первый художественный союз — «Общество оттоманских художников» — в 1909-м. Они развивались в полном согласии с изменениями, происходящими в стране. Вестернизация политической и общественной жизни находила отражение и в вестернизации турецкого искусства: художники учились у западных коллег по-новому изображать человеческую фигуру, искали свежие формы, пересматривали отношения с цветом и сюжетами. Тенденция продолжалась и после: на протяжении всей своей истории турецкое искусство существовало в постоянном диалоге с Западом, а османские художники то и дело уезжали учиться в Европу и возвращались очарованными очередной актуальной тенденцией. Так, на турецкую живопись конца XIX – начала XX века (в частности, на Османа Хамди Бея и на так называемое «Поколение 1914») сильно повлиял импрессионизм, на следующую генерацию художников — Müstakiller (Независимых) и «Группу D» — фовизм, кубизм и экспрессионизм.

Стамбул «Наблюдение». Деврил Эрбиль

Куратор выставки Мумтаз Саглам заметил, что самая заметная и яркая волна турецких художников появилась после Второй мировой — очень свободная, творческая, независимая. В их числе — On'lar Grubu («Группа десяти»), интересовавшаяся турецкими фольклорными мотивами, Yeni Dal Grubu («Новая Ветвь»), склонявшаяся к тому, что мы бы назвали соцреализмом, и множество художников-одиночек от лирика-абстракциониста Эркумена Калмика до пионера нового экспрессионизма Бедри Байкама.

В современном искусстве Турции можно найти отражение более-менее всех значимых современных течений: художники работают с проекциями и звуковыми инсталляциями (Халук Акакче), концептуальным искусством (Генко Гулан) и т.д. В этом смысле коллекция турецкого Центробанка вполне традиционна — она ограничивается живописью, хотя и не только фигуративной. Но общее впечатление от экспозиции именно такое, как задумывали кураторы: новая турецкая живопись — это нечто очень яркое, невероятно экспрессивное, довольно резкое и немного мечтательное. Такой ли видят живопись своей страны сами турецкие художники — вопрос открытый, но задачу в общих чертах познакомить посетителей с турецким изобразительным искусством XX века выставка выполняет с блеском.

separator-icon
Три точки зрения. Эрол Акиаваш
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»