В Баку открылась выставка «Розовый – Черный»

В Музее азербайджанской живописи XX–XXI веков открылась, организованная Пространством современного искусства YARAT, экспозиция, сюжет которой связан с исследованием представлений о женщине в искусстве. 

В Музее азербайджанской живописи XX–XXI веков открылась экспозиция, сюжет которой связан с исследованием представлений о женщине в искусстве. В названии выставки слышится противопоставление: розовый цвет традиционно ассоциируется с женским началом, черный – с трауром и агрессией. Вместе с тем во многих культурах черный цвет призван замаскировать проявления женственности. По замыслу куратора, выставка должна обратить внимание на те социальные роли, которые женщины играют в обществе, «несмотря на все существующие предрассудки, ограничения и лишения».

Ключом к пониманию экспозиции служат два перформанса, разыгранных на открытии. Художник Вусал Рагим появлялся на публике в классическом мужском костюме то кричаще розового, то голубого цвета, что уже на старте создало зазор в восприятии: общественное сознание связывает гендерную идентичность не только с униформой, но и с ее цветом. В его работе была затронута тема селективных абортов.

Перформанс «Я тебя люблю!». 2023. Залина Кантемирова (режиссер), Нигяр Ибрагимбейли (танец), Мина Аббасова (соло)
Перформанс «Розовый или голубой». 2023. Вусал Рагим

Тема пуповины стала сюжетообразующим стержнем второго перформанса: Нигяр Ибрагимбейли, обвязавшись красной лентой, вступила в диалог с абстрактной женской фигурой – та одновременно являлась и символической матерью, и альтер эго художницы. Так или иначе, первый смысловой уровень экспозиции был раскрыт: испокон веков искусство говорит о рождающем женском начале, с которым связано все живое.

Отсылка к богине-матери, общей прародительнице, вроде бы очевидная, но в контексте актуальной фемповестки звучит несколько иначе. «Неолитические Венеры» – первобытные фигурки, прибывшие на выставку из Азербайджанского национального художественного музея, напоминают зрителям об эпохе матриархата, когда бог был женщиной-матерью.

Ликбез. 1970. Али Вердиев

Архаические формы предпочитает художник абшеронской школы Фазиль Наджафов, работающий с мягким известняком. Его женские фигуры «цементируют» композицию выставки. В спокойных и немного торжественных скульптурах Наджафова нет и намека на суету. Он создает из камня такие образы, что, кажется, его персонажи знают мир с момента его сотворения. По признанию самого Фазиля, любовь к архаике была вдохновлена образами Гобустана: «Мы постепенно добрались до Гобустана, стали изучать его камни: там среди старых глыб чувствуешь себя циклопом, и все, что внизу, – суета, заботы – кажется мелким с такого расстояния». 

Радость. 1964. Тогрул Нариманбеков

Представлены на выставке и другие мастера абшеронской школы – Расим Бабаев и Фархад Халилов. Хитроумные дивы Бабаева вовсе не выглядят злодеями – похитителями юных девушек: все вместе – и дивы, и девы – в композициях автора становятся частью какого-то разудалого вселенского карнавала, где девы вовсе не пассивные жертвы, а равноправные участницы веселья. Такое от¬ступление от традиционного прочтения национальной мифологии вообще свойственно художникам азербайджанского модернизма.

В работах Тогрула Нариманбекова женские образы, сплетенные из лунного света, виноградных лоз и цветущего граната, неизменно связаны с весной, Новрузом, пробуждением. У Фархада Халилова цвета лаконичные, сюжеты минималистичные. Женские силуэты на его полотнах выглядят загадочными иероглифами, требующими расшифровки.

Серия «В мгновение ока». 2023. Эркин Алекберли

Интересны работы основоположника азербайджанской сатирической графики Азима Азимзаде: критика патриархальных нравов, социального и гендерного неравенства – идеи, актуальные для 1930-х годов, вполне органично выглядят и в наши дни. Как логичное продолжение – серия советских плакатов, агитирующих за равноправный труд и воспевающих всеобщее счастливое будущее.

Вообще, традиционные представления о женщинах Востока разбиваются об иконографию азербайджанских художников ХХ века. Ага Мехтиев воспевает женский труд – в поле, в доме, в саду, у костра, на сцене, в больнице и школе. Его полотна написаны яркими чистыми цветами, композиции отсылают к традиционной миниатюре, формируя не отдельный сюжет, а целый космос. Женщина в нем выглядит едва ли не столпом мироздания: без нее не родятся дети, не зреет в поле хлеб, не ткутся ковры, не бродит вино.

Азербайджанский чай. 1970-е. Одтекин Агабабаев

Графические листы Алекпера Рзакулиева, ученика Владимира Фаворского, – сцены бакинского быта, новеллы о жизни горожанок, легкие, ироничные, ритмичные. Его же линогравюры – вроде бы «черное», но наполненное движением и светом. Алтай Гаджиев, классик советской азербайджанской школы, писал: «Женщина – это и начало жизни, и сама жизнь. В то время, когда я изучал особенности черт лица азербайджанской женщины, во внешности своей будущей супруги отчетливо увидел именно эти штрихи настоящей азербайджанской женщины». На выставке представлена картина Гаджиева «Урожай» – два женских профиля. Их величественная красота, сила и в то же время нежность завораживают. Логически завершают эту сюжетную линию плакаты и графика Эльмиры Шахтахтинской, которые способны украсить любую выставку современного феминистического искусства, хотя созданы в прошлом веке.

separator-icon

Выставка открыта в Музее азербайджанской живописи XX–XXI веков до 24 сентября 2023 года.

Куратор экспозиции – Фарах Алекберли.


Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»