В Галерее искусств Зураба Церетели прошла выставка Ирины Эльдаровой

Экспозиция называлась «Девушки предпочитают нефтяников». Художница встретилась с «Баку» и рассказала о своем московском детстве, любви к поп-арту и Азербайджану.

Переосмысливание знакомых сюжетов – один из ведущих признаков постмодернизма. Выставка «Девушки предпочитают нефтяников» – около 70 произведений живописи и графики, где главными героями становятся безвестный бакинский нефтяник с плакатов 1960-х годов и главный поп-символ прошлого века Мэрилин Монро, – появилась в результате именно такого переосмысления. Совмещение двух мифов – светлых идеалов коммунизма и американской мечты – создает некоторое ощущение ирреальности. Автор утверждает, что в массовом искусстве души не меньше, чем в элитарном: «Я люблю поп-арт за сочетание массовости c трепетом художника. Как ни крути, любой художник болеет тем, что делает. И получается, что это все равно от Бога».

Прощание.

«Девушки…» Эльдаровой, появившиеся пять лет назад, хорошо продаются, их очень любят коллекционеры. Однако, несмотря на коммерческий успех, у Ирины подход сугубо творческий: «Проект живет до тех пор, пока мне это нравится». Ну а судя по тому, что в планах художника представить экспозицию в Америке, жить «девушкам и нефтяникам» еще долго и счастливо.

С российской столицей у Эльдаровой связаны самые светлые воспоминания – ведь они родом из детства: «Мне посчастливилось поступить в московскую художественную школу. Тогда, в 1967-м, это был какой-то отдельный волшебный остров в океане обыденности. Там у меня началась другая жизнь. Сложная, но очень счастливая».

Нефтяные резервуары.

Свое поступление в художественную школу Эльдарова считает чудесным еще и потому, что в детстве она ненавидела рисовать. И если остальные школьные предметы давались ей на пятерку, то изо Ирина едва вытягивала на четверочку. Ситуация изменилась одномоментно, когда мама привела девятилетнюю дочь в художественную студию. Вскоре та успешно сдала вступительные экзамены в художественную школу, оказавшись едва ли не лучшей на курсе.

Далее было обучение в Санкт-Петербурге. Академию художеств Ирина сравнивает с ледяной стеной из любимого сериала «Игра престолов». И штурмовать эту неприступную крепость приходилось каждый день, как ее любимой героине сериала Сансе. К Питеру и академии Эльдарова питает особую любовь: с нежностью рассказывает и об архитектуре, и о нависающем питерском небе, которое «как бы укладывается в чашу». Ну и конечно же, Питер для Ирины – это город, где она по-настоящему полюбила. Со своим будущим мужем Ирина познакомилась там же, в академии. Муслим был студентом факультета скульптуры и казался ей «совершенно особенным юношей из Азербайджана». Позже выяснилось, что отец возлюбленного – знаменитый скульптор Омар Эльдаров.

Нефтяное танго.

Творческие авторитеты художницы менялись на протяжении всей ее жизни: «Впервые «Танец» Матисса я увидела еще ученицей художественной школы. Увидела и ужаснулась. Единственное, что я поняла тогда, – пока нужно воздержаться от выводов по поводу этой работы и отложить на какую-то полочку в своем сознании. Может быть, я вырасту, и все изменится. И я действительно выросла. И если моими кумирами в детстве были Серов и Репин, то перед Матиссом я преклоняюсь до сих пор».

Подумав немного и перечислив ряд звонких имен, Эльдарова подытоживает, что все же серьезнее всего на нее повлияло именно азербайджанское искусство: «Мой кумир на протяжении последних двух лет – Тофик Джавадов. Мне кажется, он не красками рисовал, а своей душой. По крайней мере, меня не покидает ощущение, что эти работы делал сверхчеловек».

Любить нельзя ненавидеть.

В Баку Ирина живет уже 30 лет. Для нее это самое благодатное место для творчества. На вопрос о любимом уголке в Баку художница, не задумываясь, отвечает: студия. Работы Ирины представлены не только в Музее современного искусства Баку, но и в собрании Третьяковской галереи. А недавно пришел положительный ответ из Tate Modern. Не исключено, что следующей локацией для выставки станет Лондон. Несмотря на то что за плечами у Эльдаровой 30 лет, отданных живописи и графике, она считает, что самые интересные работы ей еще предстоит написать: «В искусстве календарный возраст не соответствует творческому. Художники в зрелом возрасте – это вершина откровения. Есть опыт ошибок, есть опыт переживания».

Единственное, чего опасается Эльдарова, – художественной старости, когда включается внутренний цензор и происходит постоянное взвешивание за и против. Настоящий художник, по мнению Ирины, не должен задавать вопрос «А можно ли?». Поэтому объектом исследований для Эльдаровой становится всё и все. К примеру, бездомный, живущий около Дома художника в Баку, которого она часто рисует и приглашает в студию, чтобы накормить. А три года назад темой для размышлений стал яблочный огрызок: «Я постоянно их рисовала. Надо сказать, у огрызков интересная архитектура. Опять же тема яблока вечна: Адам и Ева, Ньютон, «Макинтош»… это не просто история, это поворотные события в жизни человечества».

Параллельно с этим голову Ирины занимает еще одна увлекательная история под названием «Натюрморты счастья». Ключевыми фигурами в ней являются игрушки внучек художницы. «Просто я в детстве не наигралась, – честно признается художница. – Вот наверстываю упущенное».

Ирина признается, что обожает группу «Ленинград». С удовольствием иллюстрирует детские книги, которые мгновенно раскупаются в Лондоне. А еще жить не может без путешествий. Азербайджан изъездила вдоль и поперек: увлеченно рассказывает об удивительных местах, о соляных пещерах и горах, об удивительной азербайджанской кухне. Эльдарова в каждом своем проявлении – человек искусства. Неважно, пишет картины или рассказывает о новых странах, она делает это с той увлеченностью, на которую способны только дети и творцы.

Мираж.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»