Тема нефти в творчестве азербайджанских художников

Таир Салахов

Таир Тимурович Салахов раскрыл, как сейчас говорят, тему нефти еще в 1957 году. Его дипломная работа в Суриковском институте «С вахты» стала хрестоматийной. Далее были «Утренний эшелон», «Ремонтники», «Над Каспием» и другие. 

Фото: Дмитрий Терновой

«Моя работа «Ремонтники», – вспоминает художник, – стала открытием «сурового стиля». Это был послесталинский период, беспроблемное искусство, одни улыбки. И вот мы начали писать правду жизни. В 1959 году я написал «Портрет нефтяника». Это сейчас все говорят о нефти, а тогда никто не обращался к этой теме».

Таир Салахов показывал нефтяников крупным планом, как настоящих героев. Они и были героями: боролись со стихией, трудились, не жалея себя, ежедневно рискуя жизнью. Суровая, но истинная романтика. За добычей нефти стоял человек, личность, характер. Гордый профиль, хитрый прищур – даже со спины изображенные им рабочие кажутся атлантами, которым подвластно все.

Прошло полвека. За это время много чего произошло: человек полетел в космос, распался СССР, изобрели смартфон и постмодернизм; в Баку обнаружены новые месторождения нефти, изменились мировые технологии по ее добыче.

Спустя 50 лет Таир Тимурович возвращается к теме нефти и в 2007 году пишет монументальный триптих «Страна огней». Центральная часть называется «Каспий сегодня»: над морем возвышается современная нефтедобывающая станция, к ней подплывают крохотные лодки с рабочими. «Новый этап, новые веяния, – рассказывает художник. – Чираг, Шах-Дениз – это отдельные архитектурные сооружения. Если вы приближаетесь к ним по морю, они представляются гигантскими космическими конструкциями, люди кажутся очень мелкими на их фоне. Новые технологии оказали огромное влияние на добычу нефти в Азербайджане. В результате где-то потерялась романтика – теперь за новыми формами увидеть человека очень сложно. Поэтому люди на триптихе такие маленькие».

Правая часть триптиха – «Девичья башня». «Когда-то она стояла у моря и служила маяком, – говорит Таир Тимурович. – Вот такая Девичья башня в моем представлении. Люди стоят на ней и радуются утру, солнцу, они встречают новый день. Ну, здесь много всего – идет спор маяка с солнцем». И люди опять малюсенькие по сравнению с башней и стихией.

Нефтяная тема в творчестве художника визуально стала ярче, красочнее. Третья работа называется «Атешгях». Атешгях – еще одно древнейшее сооружение: здесь был филиал индуистского храма, где люди поклонялись огню. «Храм огнепоклонников до сих пор существует, он горит: газ, огни, люди поклоняются огню. В триптихе я соединил древнюю архитектуру с современными технологиями, чтобы показать движение времени».

Сегодня ранние работы Салахова, посвященные нефтяникам, получили вторую жизнь – художник перевел их в ковры. «Например, «Утро на Каспии». Когда я переводил ее в ковер, то обрамление сделал из цистерн, которые соединяются концами и образуют ромб. И добавил наши абшеронские мельницы, которые когда-то выкачивали воду из земли. Картины не всегда с тобой. А в коврах – скрутил и всегда можно показать. Я не делал специально рисунков для ковров, не искал новую форму, просто переложил свои старые работы, и они зазвучали по-новому. Какая-то современность проникла внутрь ковра».

Ирина Эльдарова

«Девушки предпочитают нефтяников», – утверждает художник Ирина Эльдарова. Все началось с того, что нефтяная компания SOCAR объявила в Баку конкурс среди художников ко Дню нефтяника (20 сентября). «Я подумала тогда: сделаю лучшую работу о нефти, ведь я все о ней знаю», – смеется Ирина. Художник, иллюстратор, дизайнер, Эльдарова действительно знает о нефти все: с 1994 года она издает журнал Caspian о Прикаспийском регионе.

Фото: Александр Гронский

«Работаю-работаю, – продолжает Ирина, – но все как горох об стену: скучно. Чувствую – что-то витает в воздухе, нужно просто схватить. И вдруг меня осенило: раньше было «бриллианты – лучшие друзья девушек», бриллианты как валюта, да? А сегодня мировая валюта – нефть. Нефтяники – черноусые, чернобровые – бренд Азербайджана».

Ирина обратилась к 1960-м годам: в Азербайджане герои – нефтяники, на Западе в это время поклоняются Мэрилин Монро. «И я перенесла ее в Азербайджан, тем более что здесь очень любят блондинок. Все это придумалось за 15 минут. Девушки предпочитают нефтяников! Нарисовала за несколько дней и отправила на конкурс, думая, что сделала шедевр и он окажется лучше всех».

Надо сказать, что у Ирины отличное чувство юмора: ирония сквозит во всем – во взгляде глубоких карих глаз, в разговорах об искусстве и жизни, в работах.

На конкурсе Ирина Эльдарова не получила даже поощрительного приза. Картина вернулась в мастерскую к автору. Называлась она «Предложение»: на фоне нефтяной вышки – бравый парень и скромная Мэрилин.

И тут в гости к художнику случайно зашел Эрве Микаэлофф, куратор выставки Fly to Baku: «Увидел мою работу и просто прибалдел от восторга». Следом за ним пришла Аида Махмудова, организатор YARAT. Работа ей тоже очень понравилась, и она предложила Ирине сделать цикл и персональную выставку. Картина зажила своей интересной жизнью. «Не было бы счастья, да несчастье помогло, – улыбается Ирина. – И я сделала «Обручение», «Выбери меня», «Трудовой синдром» и другие». Всего десять работ. Среди них – забавная «Гагарин летит»: Мэрилин Монро в розовом платье с тремя нефтяниками смотрит в небо, на небе ни облачка, ни Гагарина, ни даже точки от него – эти четверо просто улыбаются и смотрят вверх. Выставка оказалась очень популярной, все работы мгновенно раскупили.

В этом году ко Дню нефтяника SOCAR снова объявила конкурс. Ирина Эльдарова готовит новую работу на тему нефти. Нефтяные платформы, рабочие сидят и читают газету, где написано «Аллах вар», то есть «Бог есть». И все это на розовом фоне – выглядит довольно эффектно. «Я по натуре спортсмен, – говорит художница, – не люблю проигрывать. Поэтому решила участвовать в конкурсе еще раз». Но мы теперь знаем, чем оборачиваются для Ирины Эльдаровой даже поражения.

Эльдар Гурбанов

В отличие от художников поколения «сурового стиля», Эльдара Гурбанова никогда не интересовали непосредственно добыча нефти и труд нефтяников. С миром Каспия художник связан тонкими нитями фэнтезийных сюжетов. 

На стене квартиры бакинского художника Эльдара Гурбанова висит «Фантастический пейзаж»: в небе над городом парит кораблик. Приглядевшись, понимаешь, что, может, это и не небо вовсе, а море, но пейзаж от этого не становится менее фантастическим.

«Нефтяные платформы на его пейзажах так же как корабли и дома, – живые субстанции»

Фото: Александр Гронский

«Сколько себя помню, все время рисую корабли, – рассказывает художник. – Детство и юность я провел на проспекте Нефтяников. Мы жили в старом доме, которого сейчас уже нет, и окна выходили прямо на море. Все мои эмоции выплескивались прямо в воды Каспия. Я смотрел на корабли, и они для меня были все равно что люди, смешивались с толпой гуляющих на приморском бульваре. От этого возникало ощущение праздника».

Первая картина, принесшая художнику успех, так и называлась – «Праздник на Каспии» (1973): горожане вышли на берег приветствовать сверкающие огнями корабли. Тема нефтяных платформ появилась в творчестве Гурбанова позже, чем у других художников его поколения.

«В моей молодости не было такой плотной связи между платформами и городом. Это сейчас можно с высоток разглядеть их огни. А тогда было ощущение, что Нефтяные Камни где-то далеко. И конечно, история о семи затопленных кораблях, на которых построен поселок, казалась мне пугающей. Поэтому у меня в «Каспийской симфонии» появился мотив корабля, запутавшегося в сваях нефтяной платформы и плененного ею. И есть картина «Вознесшиеся души», где очевидна вражда между кораблями и платформами. Вообще тема нефти, которая поднимается откуда-то из далеких недр земли и со дна моря, кажется мне мистической».

Нефтяные платформы на его пейзажах, так же как корабли и дома, – живые субстанции (порой злые, порой добродушные).

«Постепенно я привык к этим искусственным островам в нашей бухте, и платформы стали для меня частью городского пейзажа – логичным продолжением Баку. Там стоят дома, в которых живут люди, я чувствую их тепло. Это видно в моих полотнах «Дорога на Баилов» и «Новый Баку».

Небоскребы, старые дома, платформы, корабли – все смешалось, возник новый город. Море теперь густо населено, там живут и работают, мы видим с берега огни. В бакинских пейзажах Гурбанова есть это новое ощущение от города, жизнь которого продолжается за береговой линией, на искусственных островах в Каспийском море.

Фаиг Ахмед

Фаига Ахмеда, номинанта Премии Джамиля – 3, мировое арт-сообщество знает как художника, работающего со сложной темой разрушения традиционного ремесла. Следующий проект Ахмед решил посвятить нефти.

Фаиг распускал ковры, раскладывал узоры на пиксели, размывал орнамент, тянул нити в разные стороны. Он создал тревожный образ распадающегося на наших глазах космоса: узор лишился гармонии и симметрии, поскольку никто уже не может прочитать закодированный в нем смысл. Выдернутая из древнего орнамента нить повела Фаига еще дальше – в недра земли, породившей азербайджанскую культуру, к нефти.

«Нефть кажется подлинным источником благосостояния, стабильности и силы. Этот стереотип – главная ловушка современного мира»

Фото: Александр Гронский

«Тема на самом деле закрытая, этим и интересна, – говорит художник. – Среднестатистический городской житель как минимум несколько раз в день слышит слово «нефть» в различных контекстах. Обычно «нефть» и «война» выступают в одной связке: не секрет, что зачастую причиной войн, социальных конфликтов и спонтанно возникающих союзов является драгоценная черная жидкость. Нефть – мощная сила. Живя в стране, добывающей нефть, я чувствую, как она течет по улицам, становится частью нашего внешнего облика и образа мыслей. Это понятно. Однако люди чаще всего не связывают нефть с такой безобидной штукой, как детская соска, например. А зря. Я, собственно, говорю о том, что все современное искусство Ближнего Востока возникло и расцвело, подпитанное «черной кровью». Моя мысль проста: культурные ценности, традиционные связи, религиозная общность – важные факторы, но именно нефть кажется подлинным источником благосостояния, стабильности и силы. Этот стереотип – главная ловушка современного мира».

Новая работа Фаига Ахмеда – комната, пол которой заполнен песком с лужами сырой нефти: привычный абшеронский ландшафт. Входя в помещение, зритель ощущает не только мощь, но и элементарную физическую природу этого магического ресурса. В рамках проекта зритель даже может унести немного «черного золота» с собой. Неожиданно из пропитанной нефтью земли начнут всходить металлические ростки, на стебельках которых распустятся невероятно красивые и тщательно исполненные цветы геометрической формы. Весь ландшафт моментально преобразится: из грязных луж прорастет сверкающее великолепие.

«На первый взгляд может показаться, что именно нефть дала силу этим росткам. Но на самом деле люди, входящие в комнату, наступают на элементы сложного механизма, запрятанного под полом галереи, и дарят свою энергию этим прекрасным неживым цветам. Я хочу сказать, что не всегда нефть является источником и причиной благополучия».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»