Выставка Арифа Гусейнова прошла в Баку
Вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева, исполнительный директор фонда Анар Алакбаров, советник фонда по вопросам культуры и искусства Эмин Мамедов. Фото: Azertag

В бакинском Музее современного искусства прошла выставка народного художника Азербайджана Арифа Гусейнова «Карабахнаме – страницы истории». 50 документально-графических работ объединены одной темой – историей и культурой Карабахского региона Азербайджана.

Выставка была организована при поддержке Фонда Гейдара Алиева, на ее открытии присутствовала вице-президент фонда Лейла Алиева. Экспозиция известного миниатюриста, графика и иллюстратора расположилась в двух просторных залах недавно реконструированного музея. В первом зале художник представил своеобразную графическую хронологию карабахской проблемы: от проектов Петра Великого и заключения в 1828 году Туркманчайского договора, разделившего Азербайджан между Российской империей и Персией, до современной эпохи, печальным символом которой стал оккупированный, разрушаемый Карабах. Визуальное воздействие выставки усиливает техника: все работы выполнены в стиле гравюр, только черной гелевой ручкой. 

Посещение Ходжалы

Второй зал Ариф Гусейнов посвятил богатейшему культурному наследию Карабаха. Персонажи этой серии – выдающийся азербайджанский композитор Узеир Гаджибейли, поэтесса Натаван, музыканты Сеид Шушинский, Джамиль Амиров, Джаббар Гарьягды оглу, ансамбль знаменитого тариста Садыгджана, главные персонажи оперетты «Аршин мал алан». Не забыл художник и о прославленных карабахских скакунах. Даже символ Карабаха – цветок-эндемик хары-бюльбюль – Гусейнов изобразил в черно-белых тонах. Со светлыми образами чередуются печальные: разрушенные и захваченные святыни, поврежденные памятники – это, увы, тоже Карабах. Современный Карабах.

Открытие выставки было приурочено к 27-й годовщине ходжалинской трагедии, поэтому в центре экспозиции разместилась небольшая серия, отражающая скорбь азербайджанского народа по невинно убитым жителям мирного города Ходжалы. Но над печальными работами в черных рамках художник разместил изображение Ники Самофракийской – символа грядущей победы.

Великий тюркский полководец Надир-шах

– Я работал над этой экспозицией пять лет, – говорит Ариф Гусейнов. – Не по заказу работал, а по собственному желанию, сам сделал себе такой социальный заказ. Только молился, чтобы глаза не подвели, мне все-таки уже 75 лет. Теперь понимаю, что не остановлюсь, что эта тема – Карабах – будет со мной до конца жизни.

Композитор Узеир Гаджибейли

– Мы постоянно убеждаемся, насколько большие усилия прилагает руководство нашей страны для освещения карабахской проблемы в мире, – добавляет директор Музея современного искусства Хаяйм Абдинов. – Мы очень благодарны руководству Фонда Гейдара Алиева за оказанную неоценимую помощь. И, разумеется, очень благодарны нашему замечательному художнику Арифу Гусейнову за то, что он столько лет потратил на эти работы, вложив в них не только большой труд, но и сердце.

separator-icon
Карабах. Женщина из Шуши
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»