Выставка Микаила Абдуллаева
Автопортрет. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств

Около 190 картин выдающегося азербайджанского живописца и графика Микаила Абдуллаева можно было увидеть на выставке в Национальном музее искусств в Баку.

Основная тема работ Микаила Абдуллаева (1921–2002) – рабочие будни, как и у его учителей, корифеев социалистического идеализма. Однако эти будни поданы без героического пафоса, с эмоционально сдержанной, почти домашней интонацией и образами, выражающими гамму разнообразных чувств. Усталый солдат, перебинтовывающий руку посреди горного луга. Город, строящийся буквально на глазах у зрителя, отвоевывающий территорию у нетронутой природы, которая, кажется, не борется, но молча уступает ему квадратные метры земли. Землю эту вскапывает техника – не величественная и масштабная, как у Таира Салахова или Надира Абдурахманова, а едва различимая с высоты птичьего полета и в этой перспективе соразмерная человеку. Человеку созидающему.

Девушки-рисоводы. 1970. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств

Именно таким созидающим человеком художник видел и себя. На автопортрете, включенном в экспозицию, он изображен с палитрой в руках перед «полотном» строящегося дома, будто давая понять: его холст – это мир вокруг.

Искусство живописи Абдуллаев начал изучать в бакинском Художественном училище имени Азима Азимзаде. Его наставником был Саттар Бахлулзаде, живописец-новатор, чьи композиции, напоминающие цветовые вихри Ван Гога, вероятно, повлияли на восприятие цвета молодого Микаила в пространстве картины.

Живописец продолжил образование в Москве, в 1939 году поступив в Художественный институт им. В. И. Сурикова. Он проучился там до 1949-го с перерывом на годы Великой Отечественной войны, во время которой вернулся в Баку и работал в тылу, создавая антифашистские плакаты. Живопись и графику Микаилу преподавали академик Игорь Грабарь, мастер книжной графики Владимир Фаворский, а также Сергей Герасимов, чья эстетика сельских праздников найдет отражение в последующих работах Абдуллаева, только с камерной интонацией и без размаха, присущего классику соцреализма.

Портрет Юсифа Мамедалиева. 1961–1968. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств

После войны начались первые коллективные выставки. Далее последовало несколько живописных циклов, созданных во время творческих поездок по стране, в частности в Массалы и Мингечевир (подобные путешествия были обычными для художников, учившихся в СССР). В работах того периода сформировались характерный стиль и живописная манера мастера: композиции, как правило, с небольшим количеством людей, яркая палитра холодных цветов (со временем она станет более приглушенной и лаконичной), все внимание сфокусировано на центральном сюжете – как правило, бытовой зарисовке, легко считываемой и соразмерной повседневной жизни человека. Полотно «Радость» из работ массальского цикла высоко ценил один из учителей Абдуллаева Игорь Грабарь. Несмотря на простоту сюжета, композиция напоминает кадр из фильма, оживленный неизвестным нам внутренним сюжетом.

Подобное ощущение оставшегося за кадром внутреннего сюжета характеризует и другие работы Абдуллаева, такие как портрет академика Юсифа Мамедалиева 1968 года. Знаменитый химик сидит в кресле и сосредоточенно изучает текст на белом листе бумаги. Слева и справа от него пробирки и колбы, атрибуты его научных изысканий. Зритель видит внешнюю сторону наполненного смыслом процесса, о содержании которого можно только догадываться. 

Радость. 1956. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»