Выставка Центра современного искусства YARAT «Однажды море» открылась в Музее живописи Азербайджана XX–XXI веков. 25 азербайджанских художников разных поколений творчески осмыслили взаимоотношения Каспийского моря и живущих возле него людей.
Состояние окружающей среды, проблемы экологии, глобальное потепление – важные темы повестки дня в современном Азербайджане. В центре внимания – Каспий: его акватория за последние 20 лет уменьшилась на 22 тысячи квадратных километров. По прогнозам ученых, к концу столетия она может сократиться на 25 %.
«Хотя уровень воды в Каспийском море периодически менялся на протяжении истории, процессы, происходящие сегодня, могут носить необратимый характер, поскольку они напрямую связаны с антропогенным фактором», – отметила на открытии выставки ее куратор Захра Мамедова. Непривычно слышать такие слова на вернисаже, но проблема требует консолидированного подхода, и к ее решению подключились художники.
Куратор избрала нелинейный, мультидисциплинарный подход к формированию экспозиции. Он отсылает зрителя к концепции так называемой морской эпистемологии, выдвинутой гавайским ученым Карин Амимото Ингерсолл. Та полагает, что морской пейзаж фундаментально формирует личность и способен сыграть важную роль в возрождении самобытности народа: так, проанализировав гавайский фольклор, исследовательница показала, как связь с морем помогала местным жителям противостоять колонизаторам. Захра Мамедова, изучившая книгу Ингерсолл «Волны познания: морская эпистемология», в своем проекте исследует психологические, культурные и архетипические связи, сформировавшиеся между Каспием и людьми, веками населявшими его берега.
Работая над концепцией выставки, куратор опиралась на мысли и тексты еще одного ученого, Гасана Гулиева. В своей книге «Архетипичные азери: лики менталитета» азербайджанский философ исследовал своеобразие национальной культуры и, в частности, отмечал, что море часто воспринимается как угроза или ресурс, а не как священная сущность. Возможно ли изменить это отношение?
Подчиняясь хронологической логике, экспозиция начинается с древних артефактов. В витринах выставлены фрагменты терракотовых и темно-серых сосудов, сделанных из глины, смешанной с мелким песком. Все они обнаружены на Абшероне близ сел Зиря и Пираллахи Хазарского района, в середине XIV века скрывшихся под водой при повышении уровня Каспийского моря.
Репродукции картин и архивные фотографии Бакинского порта 1890–1920-х годов, бульвара, мыса Баилов, городского пляжа рифмуются с ностальгическим видео «Будущее наступит», снятым в 2025 году. Автор, художник CHINGIZ (Чингиз Бабаев), записал детские воспоминания своего друга Эльнура Бабаева об Абшеронском полуострове. Кадры прогулок с отцом, рыбок, плещущихся в прозрачной воде, практически без монтажной склейки переходят в виды пустынных пространств, заполненных отходами. Эта метаморфоза оставила глубокую травму в душе рассказчика. Однако автор все же оставляет место надежде: ритм видео имитирует человеческое дыхание, подобно волнам прилива и отлива.
Отдельный большой блок экспозиции составили работы художников второй половины XX века, воспевавших Каспий. То бушующее, то тихое бирюзовое море, покорившееся азербайджанским нефтяникам, было любимым сюжетом мариниста Надира Гасымова. Его живописная сюита состоит из девяти полотен, предоставленных на выставку Азербайджанской государственной картинной галереей и Национальным музеем искусств Азербайджана. Шестидесятники и однокашники по Суриковскому художественному училищу в Москве, Лятиф Фейзуллаев и Марал Рахманзаде в своих циклах о нефтяниках изображали нелегкий труд на фоне романтических каспийских пейзажей, отличавшихся насыщенной цветовой гаммой и резкими контрастами.
Полотном «Женщина, лежащая на берегу моря» Мирнадир Зейналов демонстрирует совершенно иной язык. Здесь нет нефтяников, почти не видно моря. Но сквозь модернистские поиски гиперформ, явно вдохновленные Пикассо, проступает та же томительность летнего зноя, как и на полотне «Эхо тишины», написанном в 2010 году художником совсем другого поколения Гюндузом Хунларом, – его тоже можно увидеть на выставке.
Заключительными аккордами выставки стали жизнерадостный холст Гусейна Хагвердиева «Без названия» (2025) – истинное наслаждение лазурной поверхностью – и мультимедийная инсталляция Эльнары Насирли «О, как тихо внизу». Видео погружает зрителя в мир, где в солнечных бликах мерцает прозрачная морская вода, размываются границы между звуком и тишиной, земным притяжением и невесомостью.
Выставка продлится до 28 сентября.