Выставка под названием «Мелодия штрихов» объединила более сотни графических работ классика «абшеронской школы».
«Мелодия штрихов» не только предвосхитила празднование 110-летнего юбилея со дня рождения Саттара Бахлулзаде (1909–1974), но и стала премьерой в обновленном пространстве Музея современного искусства, недавно открывшегося после реновации. Бахлулзаде представлен в этом проекте как художник-график. Работы для выставки были позаимствованы из частной коллекции, многие ранее не выставлялись и широкому зрителю едва ли известны.
Экспозиция охватывает период начиная с 1930-х годов до последних лет жизни Бахлулзаде, разработавшего оригинальную живописную манеру, но к графике обращавшегося систематически и регулярно. Вернее будет сказать, что в области графики он дебютировал. В 1931 году, едва доучившись в Азербайджанском художественном техникуме, Бахлулзаде получил работу в газете «Коммунист», художественным редактором которой был Азим Азимзаде: там были напечатаны его первые карикатуры. По совету Азимзаде художник продолжил обучение в Москве, куда прибыл в 1933 году, поступив на факультет графики Московского художественного института имени В. И. Сурикова, ранее существовавшего в составе московского ВХУТЕМАСа – некогда колыбели авангарда. Учителями Бахлулзаде были Константин Истомин, Игорь Грабарь, а также Владимир Фаворский, оригинальный график, преподаватель и теоретик искусства, чьи работы и педагогические труды оказали влияние не на одно поколение авторов и частично приоткрывали завесу в мир авангарда, в сталинском СССР почти полностью попавшего под запрет.
Именно к раннему модернизму – Ван Гогу, импрессионистам и постимпрессионистам – близки работы самого Бахлулзаде и таких его современников, как Надир Абдурахманов, Фархад Халилов, Тофик Джавадов, Таир Салахов, ныне известных как художники «абшеронской школы». Последняя сформировалась на рубеже 1960-х годов как вариант советского «сурового стиля», соцреалистического по содержанию, но модернистского по форме. С полотен московских его представителей на зрителя взирали герои труда, освобожденные от лоска сталинского идеализма. Азербайджанских художников более интересовали проблемы местной художественной традиции и национальной идентичности, контуры которой в случае Бахлулзаде проступали в многочисленных пейзажах Азербайджана, виртуозных по композиции и владению цветом и одновременно считываемых скорее по законам музыки, чем живописи и рисунка.
Графика Бахлулзаде уже становилась предметом отдельных выставок еще при жизни художника, но нынешнюю экспозицию, пожалуй, можно считать самой масштабной. Эти работы в определенном смысле отражают узнаваемый живописный стиль Бахлулзаде, на этот раз лишенный живого вибрирующего цвета. Натюрморты, пейзажи, жанровые зарисовки, портреты… иногда просто подготовительные рисунки к картинам, но часто – самостоятельные произведения, наделенные все той же музыкальностью, «мелодией штрихов», которая становится различимой в линеарной структуре композиций Бахлулзаде, артикулированной в четко расчерченном пространстве листа.