Автор, заслуженный архитектор, бывший главный архитектор Баку, лауреат Государственной премии назвал ее просто – «Воспоминания».
Мемуары архитекторов обычно испещрены характерными кремового цвета иллюстрациями на целый разворот – репродукции чертежей ведь так красивы – да пространными рассуждениями о золотом сечении и антаблементе дорического ордера. Один из крупнейших азербайджанских зодчих последних десятилетий Расим Алиев, разумеется, имеет и внушительный архив чертежей, и свое мнение об истории архитектуры. Но для книги воспоминаний он выбрал другой, куда более интересный жанр – Алиев просто рассказывает.
О детстве в военном и послевоенном Баку. Об учителях, учениках и коллегах (включая, между прочим, Заху Хадид, с которой Алиев познакомился еще когда она училась в университете). О семье, сыгравшей столь значительную роль в истории Азербайджана, об отце Гасане – комиссаре партизанского отряда, который стал крупным ученым-биологом, академиком Академии наук, и, разумеется, о дяде – Гейдаре Алиеве. В силу сравнительно небольшой разницы в возрасте их отношения скорее были братскими – и вовсе не всегда это родство помогало, скорее наоборот. Так, Расим Алиев не получил Ленинскую премию, на которую был выдвинут за проект Дома приемов ЦК в Баку: только что перешедший на работу в Москву Гейдар Алиев посчитал, что это может быть неправильно воспринято, и наложил на выдвижение вето.
В портфолио Расима Алиева немало выдающихся работ: упомянутый гостевой дом «Улдуз», виртуозно сочетающий позднесоветский функционализм экстерьера с чисто восточной роскошью внутреннего убранства; памятник Зорге в Баку, внушительный и лаконичный одновременно; несколько станций бакинского метрополитена; старый аэропорт; азербайджанское посольство в Анкаре; мавзолей Гусейна Джавида в Нахчыване. Но главные достижения Алиева-архитектора – из тех, что не сфотографируешь. Почти полтора десятилетия он был главным архитектором Баку (а еще десять лет – заместителем главного архитектора). Все это время он работал над первым в новой истории генеральным планом города, который был принят в 1986 году и не реализован по понятным причинам – но в некотором роде, с поправками на время, реализуется теперь. Ну а второй важный проект – реставрация и регенерация Ичери шехер. Уникальная задача, когда целый городской район является самоценным памятником, который нужно не просто законсервировать, но и приспособить для жизни, была решена Алиевым.
А еще в «Воспоминаниях» не одно, как бывает обычно, а сразу несколько предисловий. Слишком велик оказался список людей, захотевших сказать несколько слов об Алиеве: писатель Анар, архитекторы Феликс Новиков и Рауф Расул-заде, художник Омар Эльдаров. Кстати, живописью увлекается и сам Расим Алиев. Репродукциями его картин завершается эта книга.