«Азербайджанфильм»: фабрика грез и реальности

Киностудия «Азербайджанфильм» отмечает 100-летие. К юбилею готовят массу мероприятий: ретроспективы и выставки постеров, реквизита, эскизов и декораций, будут отреставрированы копии старых картин, изданы сборники киносценариев, организованы конкурсы для поддержки молодых талантов. Мы же вспоминаем основные вехи, главные картины и ключевых персон знаменитой колыбели национального кинематографа.

Государственная кинофабрика открылась 28 апреля 1923 года. Все частные компании к этому периоду были национализированы и подчинены ей. Тут же организовали студию по подготовке актерских и режиссерских кадров, для чего в Азербайджан прибыли мэтры – Всеволод Пудовкин, Николай Шенгелая и Михаил Чиаурели.

В 1930-х на Бакинской студии начали производить анимацию, в немое кино ворвался звук. Первой звуковой картиной стала «У самого синего моря» Бориса Барнета и Самеда Марданова. Сцена, в которой бригадир рыболовецкого судна «Огни коммунизма» Машенька роняет бусы в воду, впоследствии попала в «Историю кино» Жан-Люка Годара как выдающийся эпизод. В эти же годы на студии начала работать выпускница ВГИКа Гамер Саламзаде, первая азербайджанская женщина-режиссер. Она бралась за самые сложные темы и сюжеты. Конечно, драмы о 26 бакинских комиссарах (режиссер Николай Шенгелая) или борьбе крестьян с правительством мусаватистов («Кендлиляр» Самеда Марданова) сняты в соответствии с советской идеологией, но они оказали неоценимый духоподъемный эффект в годы Великой Отечественной.

В военное время кинематограф притих: режиссеры и операторы отправились снимать фронтовые киносборники. Позже в национальном кино сформировались стилистика и язык, выросли кадры. Особенно расцвела документалистика: в послевоенные годы в Баку, например, работала Эсфирь Шуб, мэтр жанра. Ее короткометражка «Советский Азербайджан», часть снятого альманаха «Знакомимся с Советским Союзом», получила награду 51-го Каннского фестиваля.

Афиша фильма «Аршин мал алан», 1945.

Жанровое кино не отставало: в 1945-м появилась новая экранизация «Аршина мал алана» с Рашидом Бейбутовым, народный хит с прокатом в 136 странах мира. А «Двое из одного квартала» – драма о друзьях, дороги которых расходятся, обеспечила Аждару Ибрагимову приглашение Хо Ши Мина. Кстати, во Вьетнаме азербайджанский режиссер стал одним из основателей национального кинематографа. Полюбились зрителям и музыкальная картина «Не та, так эта», снятая по оперетте Гаджибейли, и лирическая комедия «Встреча» о любви сознательной колхозницы и разгильдяя. К слову, автор ленты Тофик Тагизаде стал ключевым постановщиком ближайших десятилетий, снимая то байопик о Махмуде Эсамбаеве, то уже третью (но первую цветную) экранизацию оперетты «Аршин мал алан», то «Фламинго, розовая птица», не боясь заступать на территорию психологической драмы.

В период оттепели тонкие, атмосферные истории, фильмы-портреты потеснили прежние героику и пафос. В центре сюжета теперь не единый советский народ, а отдельный человек. В азербайджанский кинематограф приходят драматурги Максуд Ибрагимбеков, Рамиз Фаталиев и Гасан Сеидбейли, режиссер Эльдар Кулиев, актер Гасан Мамедов. Им интересна отдельная личность, ее внутренний мир, они избегают резонерства, морализаторства.

Афиша фильма «В этом южном городе», 1969.

Главными представителями национальной кинематографии 1970-х становятся оператор и режиссер Расим Оджагов, драматург Рустам Ибрагимбеков. Знаковая картина этого периода – «Допрос» Оджагова, где Александр Калягин в роли следователя пристрастно допрашивает гангстера. Появляются размашистые полотна Эльдара Кулиева: драма «В этом южном городе», сталкивающая в кадре разные эпохи, сага «Бабек» о движении хуррамитов, байопик о Низами Гянджеви, главном азербайджанском поэте, с Муслимом Магомаевым в главной роли.

Начавшиеся в перестройку развал проката и кинопроизводства, упразднение госфинансирования, безусловно, не обошли азербайджанский кинематограф. Студия простаивала, редкие картины снимались на частные деньги, демонстрируя потерянность, идейный хаос. Но это было время и новых надежд, поиска уникального визуального языка. Некоторые картины 1990-х, вроде «Летучей мыши» Аяза Салаева, снятой к 100-летию кинематографа, наделали шуму на международных кинофестивалях, отчего казалось, что новая жизнь национальной индустрии не за горами.

Афиша фильма «Двое с одного квартала», 1957.

Но чтобы всё сдвинулось с мертвой точки, потребовался еще десяток лет. В 2006-м Олег Сафаралиев снял картину «Прощай, южный город». Лента обыгрывала название драмы Кулиева 1969 года, словно оставляя позади прежние традиции. Спустя пару лет были учреждены программа развития национального кино на десятилетие и система грантов для молодых авторов. Активно восстанавливались кинотеатры, проводились фестивали. В начале 2010-х имена режиссеров зазвучали на мировых кинофорумах: «Хамелеон» Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела попал в конкурс Локарно, короткометражка «Врозь» Эльмара Иманова выиграла студенческий «Оскар», Yara Теймура Гаджиева оказалась на престижном Palm Springs International ShortFest. Бесспорным успехом студии «Азербайджанфильм» стала лента Шамиля Алиева «Степняк» о столкновении традиционной и современной культур – фильм вошел в лонг-лист «Оскара». Баку определенно снова становился центром кино.

Стоит заметить, что режиссеры нового поколения – сплошь выпускники зарубежных киношкол. Руфат Гасанов набирался опыта в США, Эльмар Иманов – в Кельне, Хилал Байдаров – ученик венгра Белы Тарра. У каждого из них свой неповторимый почерк. При этом отрадно, что все они хотят работать на родине. Здесь, в стенах «Азербайджанфильма», их ждут.

separator-icon
Афиша фильма «Не та, так эта», 1956.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»