Киностудия «Азербайджанфильм» отмечает 100-летие. К юбилею готовят массу мероприятий: ретроспективы и выставки постеров, реквизита, эскизов и декораций, будут отреставрированы копии старых картин, изданы сборники киносценариев, организованы конкурсы для поддержки молодых талантов. Мы же вспоминаем основные вехи, главные картины и ключевых персон знаменитой колыбели национального кинематографа.
Государственная кинофабрика открылась 28 апреля 1923 года. Все частные компании к этому периоду были национализированы и подчинены ей. Тут же организовали студию по подготовке актерских и режиссерских кадров, для чего в Азербайджан прибыли мэтры – Всеволод Пудовкин, Николай Шенгелая и Михаил Чиаурели.
В 1930-х на Бакинской студии начали производить анимацию, в немое кино ворвался звук. Первой звуковой картиной стала «У самого синего моря» Бориса Барнета и Самеда Марданова. Сцена, в которой бригадир рыболовецкого судна «Огни коммунизма» Машенька роняет бусы в воду, впоследствии попала в «Историю кино» Жан-Люка Годара как выдающийся эпизод. В эти же годы на студии начала работать выпускница ВГИКа Гамер Саламзаде, первая азербайджанская женщина-режиссер. Она бралась за самые сложные темы и сюжеты. Конечно, драмы о 26 бакинских комиссарах (режиссер Николай Шенгелая) или борьбе крестьян с правительством мусаватистов («Кендлиляр» Самеда Марданова) сняты в соответствии с советской идеологией, но они оказали неоценимый духоподъемный эффект в годы Великой Отечественной.
В военное время кинематограф притих: режиссеры и операторы отправились снимать фронтовые киносборники. Позже в национальном кино сформировались стилистика и язык, выросли кадры. Особенно расцвела документалистика: в послевоенные годы в Баку, например, работала Эсфирь Шуб, мэтр жанра. Ее короткометражка «Советский Азербайджан», часть снятого альманаха «Знакомимся с Советским Союзом», получила награду 51-го Каннского фестиваля.
Жанровое кино не отставало: в 1945-м появилась новая экранизация «Аршина мал алана» с Рашидом Бейбутовым, народный хит с прокатом в 136 странах мира. А «Двое из одного квартала» – драма о друзьях, дороги которых расходятся, обеспечила Аждару Ибрагимову приглашение Хо Ши Мина. Кстати, во Вьетнаме азербайджанский режиссер стал одним из основателей национального кинематографа. Полюбились зрителям и музыкальная картина «Не та, так эта», снятая по оперетте Гаджибейли, и лирическая комедия «Встреча» о любви сознательной колхозницы и разгильдяя. К слову, автор ленты Тофик Тагизаде стал ключевым постановщиком ближайших десятилетий, снимая то байопик о Махмуде Эсамбаеве, то уже третью (но первую цветную) экранизацию оперетты «Аршин мал алан», то «Фламинго, розовая птица», не боясь заступать на территорию психологической драмы.
В период оттепели тонкие, атмосферные истории, фильмы-портреты потеснили прежние героику и пафос. В центре сюжета теперь не единый советский народ, а отдельный человек. В азербайджанский кинематограф приходят драматурги Максуд Ибрагимбеков, Рамиз Фаталиев и Гасан Сеидбейли, режиссер Эльдар Кулиев, актер Гасан Мамедов. Им интересна отдельная личность, ее внутренний мир, они избегают резонерства, морализаторства.
Главными представителями национальной кинематографии 1970-х становятся оператор и режиссер Расим Оджагов, драматург Рустам Ибрагимбеков. Знаковая картина этого периода – «Допрос» Оджагова, где Александр Калягин в роли следователя пристрастно допрашивает гангстера. Появляются размашистые полотна Эльдара Кулиева: драма «В этом южном городе», сталкивающая в кадре разные эпохи, сага «Бабек» о движении хуррамитов, байопик о Низами Гянджеви, главном азербайджанском поэте, с Муслимом Магомаевым в главной роли.
Начавшиеся в перестройку развал проката и кинопроизводства, упразднение госфинансирования, безусловно, не обошли азербайджанский кинематограф. Студия простаивала, редкие картины снимались на частные деньги, демонстрируя потерянность, идейный хаос. Но это было время и новых надежд, поиска уникального визуального языка. Некоторые картины 1990-х, вроде «Летучей мыши» Аяза Салаева, снятой к 100-летию кинематографа, наделали шуму на международных кинофестивалях, отчего казалось, что новая жизнь национальной индустрии не за горами.
Но чтобы всё сдвинулось с мертвой точки, потребовался еще десяток лет. В 2006-м Олег Сафаралиев снял картину «Прощай, южный город». Лента обыгрывала название драмы Кулиева 1969 года, словно оставляя позади прежние традиции. Спустя пару лет были учреждены программа развития национального кино на десятилетие и система грантов для молодых авторов. Активно восстанавливались кинотеатры, проводились фестивали. В начале 2010-х имена режиссеров зазвучали на мировых кинофорумах: «Хамелеон» Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела попал в конкурс Локарно, короткометражка «Врозь» Эльмара Иманова выиграла студенческий «Оскар», Yara Теймура Гаджиева оказалась на престижном Palm Springs International ShortFest. Бесспорным успехом студии «Азербайджанфильм» стала лента Шамиля Алиева «Степняк» о столкновении традиционной и современной культур – фильм вошел в лонг-лист «Оскара». Баку определенно снова становился центром кино.
Стоит заметить, что режиссеры нового поколения – сплошь выпускники зарубежных киношкол. Руфат Гасанов набирался опыта в США, Эльмар Иманов – в Кельне, Хилал Байдаров – ученик венгра Белы Тарра. У каждого из них свой неповторимый почерк. При этом отрадно, что все они хотят работать на родине. Здесь, в стенах «Азербайджанфильма», их ждут.