Джузеппе Верди в Центре Гейдара Алиева
Дирижер Ялчин Адыгезалов. Фото: Центр Гейдара Алиева

«Реквием» Джузеппе Верди – грандиозное сочинение великого итальянца и самое театральное из нетеатральных его шедевров – сыграли на сцене Центра Гейдара Алиева.

Трагический опус Джузеппе Верди нечасто исполняется в мире: чтобы он прозвучал в должном качестве, на сцене должно работать более 200 музыкантов одновременно, и это должны быть музыканты высшего класса. В Баку при поддержке Фонда Гейдара Алиева проект стал возможным. Для исполнения «Реквиема» объединились Азербайджанский государственный оркестр имени Узеира Гаджибейли (за дирижерским пультом стоял Ялчин Адыгезалов), Азербайджанская государственная хоровая капелла, хор Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили и капелла Батумского государственного музыкального центра. Они обеспечивали ту мощь скорби, что прописал в своем сочинении автор. А выделяющиеся в этом океане музыки монологи были поручены певцам из четырех стран. Тенор Азер Заде, делающий европейскую карьеру, представлял Азербайджан; блистательное меццо Марейке Янковски из оперного театра Граца – Австрию; внушительный бас Антонио Ди Маттео из Римской оперы отвечал, естественно, за Италию, а драматическое сопрано Елена Михайленко из театра «Геликон-опера», прославившаяся в столь разных партиях, как Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда») и Розалинда («Летучая мышь»), – за Россию.

Впервые «Реквием» Верди был предъявлен публике в 1874 году. Хотя официальным поводом для его исполнения стала годовщина смерти писателя Алессандро Мандзони, талантом которого Верди трепетно восхищался, произведение вместило в себя несколько значительных потерь композитора. В течение десяти предшествующих лет этот мир покинули четыре важных для него человека: отец Верди, его либреттист, первый поддержавший его меценат (по совместительству тесть) и главный для него музыкальный авторитет – композитор Джоаккино Россини. Собственно, писать «Реквием» Верди начал именно после смерти Россини – не как самостоятельное произведение, а как часть приношения 12 композиторов ушедшему гению. Они тянули жребий, и Верди досталась заключительная часть будущего сочинения. Однако по причинам вечных музыкальных интриг коллективный опус так и не был исполнен – и автор приберег созданный им фрагмент для других времен.

Верди был свойственен трагический взгляд на мир, и хотя в текстах «Реквиема» прописана естественная для христианина надежда на вечную жизнь, ужаса в музыке гораздо больше, чем благости. Одна из самых эффектных частей семичастной композиции – вторая, Dies irae, где речь идет о Страшном суде. Музыканты под управлением Ялчина Адыгезалова воспроизвели этот отчаянный крик страшащегося неизбежной ответственности человечества со всей страстью, предусмотренной композитором. Вторая часть – серия эпизодов воистину впечатляющих; именно из-за нее некоторые современники упрекали Верди в чрезмерной театральности сочинения. Католическая церковь до сих пор считает «Реквием» неподходящим для церковной службы – но композитора больше занимала искренность страдания, чем перспектива исполнения в церквях.

Вердиевская мрачная экспрессия торжествует и побеждает даже в четвертой части, Sanctus, где вроде бы описывается торжество жизни над смертью. Оркестр имени Узеира Гаджибейли чутко услышал в этой части сомнение и угрозу, то есть соответствовал духу музыки, а не только ее букве. Но и обязательную для Верди героику, мотив противостояния человека тьме он тоже услышал – и в итоге этот вечер в Центре Гейдара Алиева стал одним из важнейших бакинских музыкальных событий года.

Фото: Центр Гейдара Алиева
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»