В Большом театре можно вновь увидеть «Легенду о любви». По главной российской сцене вновь вышагивают церемонные придворные и мчится хищная погоня, снова нежно щебечет пальчиками принцесса Ширин и страдальчески выгибается в дугу царица Мехмене Бану. «Легенда о любви», балет Арифа Меликова, впервые поставленный Юрием Григоровичем в Мариинском театре в 1961 году и в 1965-м перенесенный в Большой, вернулся в силе и славе. Он отсутствовал, пока историческое здание Большого было на реконструкции, – на компактной Новой сцене масштабный спектакль было просто невозможно вместить. Но это не просто возобновление: заново выстроены декорации и сшиты костюмы, заново вымуштрован кордебалет, и главные роли в спектакле получило новое поколение артистов (но в работу включились и те звезды, что уже танцевали его в юности).
Что такое «Легенда» для артистов? Экзамен на высший ранг, торжественное испытание профессии. Особенно, конечно, для балерины, получающей роль Мехмене Бану: она должна быть не просто первоклассной танцовщицей, но и первоклассной трагической актрисой. От первой мрачной сцены, когда Мехмене сидит у постели смертельно больной сестры – скала, монумент отчаяния, – к встрече с бродячим магом-лекарем, что вдруг дает надежду на исцеление (и царица лихорадочно предлагает ему золото и, через секунду, корону), оттуда – к шоку, когда становится известна цена (ее красота), и, мгновенно, к гордому согласию – да, она заплатит. И так весь спектакль – эмоциональные качели: надежда – отчаяние, мечта о счастье – суровая реальность.
У Светланы Захаровой, балерины, которая не любит чрезмерно открытых эмоций и добавляет благородства в любой мелодраматический сюжет, «Легенда» вышла спектаклем о взламывании льда: Мехмене долго держит себя под контролем, эмоциональные метания скованы ее представлениями о том, как должна вести себя царица, воспитанием, гордостью (ведь малейший жест значит очень много, за ним бушуют великие страсти), а потом все взрывается. И поняв, что понравившийся ей молодой человек увлечен не ею, а сестрой (что логично – та миловидна и нежна рядом с навсегда закрывшей платком лицо изуродованной Мехмене Бану), только что сдержанная Мехмене-Захарова проламывает телом пространство и расшвыривает воздух (народу тоже достается: Визирь, некстати сунувшийся с признаниями в любви, снесен ее ногой как ураганом). Она отправляет погоню за сбежавшими из дворца влюбленными – и пламя ревности и обиды на судьбу так передаются в зал, что зритель сочувствует Мехмене, а не Ферхаду и Ширин, которые, собственно говоря, ни в чем не виноваты. Сердцу не прикажешь, не правда ли?
У каждой Мехмене в Большом есть своя тема. Мария Аллаш ближе всего подходит к ориентальным корням сюжета, сухой воздух нуждающейся в воде долины ей совсем родной, пластика чуть больше напоминает о восточных танцах. Мария Александрова танцует трагедию власти – той власти, что имеет право на любовь, но все равно ее не получает. Екатерина Крысанова рисует свою Мехмене истонченной урбанистической графикой – это совсем современная история, ее Мехмене могла бы управлять транснациональной корпорацией. Но все они в момент, когда оскорбленные чувства героини берут верх, получают полную поддержку зала.
«Что такое «Легенда» для артистов? Экзамен на высший ранг, торжественное испытание профессии»
Так что такое «Легенда» для зрителей? Не только балетный спектакль как таковой – с плетением поз, с тщательно рассчитанной эволюцией кордебалета, с эффектной музыкой, рассказывающей горькую историю без привычных балетных сладостей. «Легенда» – философская притча о выборе, об умении видеть и принимать решения, и люди в зале это чувствуют и обсуждают в антрактах не только великолепных балерин и мужественных танцовщиков (царицы в премьерной серии должны были сходить с ума – и вполне уверенно это делали, ведь их партнерами были Денис Родькин, Александр Волчков и Владислав Лантратов). Зрители обсуждают и саму историю, когда-то сочиненную Назымом Хикметом. А старшее поколение вспоминает див, что блистали в «Легенде» в прежние годы, начиная с Аллы Шелест и Майи Плисецкой. Вспоминают и то время великих обещаний, что пришло в московский балет в 1965 году вместе с «Легендой».
Что такое «Легенда» для театра, для его механизма? Тоже экзамен, конечно, – технологический прежде всего. Спектакли Юрия Григоровича – многолюдные и требующие особой техники – при подготовке премьеры обеспечивают менеджерам маленький локальный ад. Солистам сложно переключаться на текущий репертуар (который никто не отменяет в течение того полугода, пока идут репетиции), соответственно, выстраивание афиши превращается в труднопроходимый квест. Декорации и костюмы Симона Вирсаладзе (которого, увы, уже нет в живых, но эскизы которого хранятся в театре) требуют необычайной точности в воспроизведении оттенков. В этот раз, кстати, работа мастерской по костюмам очень удачна. И сходит с ума касса – в первый же день продаж зрители взяли ее штурмом; театр, рассчитывавший на успех, но все же не планировавший такого ажиотажа, срочно втиснул в уже заполненное расписание еще один спектакль, тем самым устроив почти пожарное безумие во всех службах, отвечающих за прокат.
И наконец, что такое этот балет для искусства, для вечности? Легенда. Которая вот здесь. Живая, яркая и вечная.