Театр «Глобус» привез в Баку «Гамлета»

В Баку приехал легендарный лондонский театр «Глобус» в рамках кругосветного турне и при поддержке British Council и министерства по культуре и туризму. Бакинцы впервые увидели «Гамлета», поставленного в лучших традициях английского театра XVII века. 

Это не обычный театр. Здесь нет занавеса, во время представления не выключают свет, актеры запросто обращаются к зрителям и ходят по залу, а известные всем монологи прерываются староанглийскими песенками, исполненными под колесную лиру, скрипку и барабан. Декораций, можно сказать, тоже нет: пара ширм, несколько сундуков, стопка досок и нарисованная на полу мелом черта. Осветитель, гример, звукорежиссер не требуются. Все, что нужно для постановки, могут унести двое крепких мужчин; приехав в любую точку земного шара, «Глобус» способен подготовить выступление за пару часов. 

Исполнительный директор театра «Глобус» Том Берд. Фото: Bronwen Sharp

Примерно в таком режиме последние полтора года и живет труппа знаменитого шекспировского театра. «Многие забывают, что с самого начала «Глобус» постоянно гастролировал, – напоминает исполнительный директор театра Том Берд. – Чтобы подзаработать, труппа ездила не только по Англии, но и по всей Европе. Добирались даже до Риги! В Германии и Прибалтике театр зарисовывали на память местные художники, и, в частности, благодаря этим наброскам мы представляем себе, как выглядел «Глобус» времен Шекспира».

А выглядел он совсем не так, как современные театры. «Глобус» был построен на южном берегу Темзы в 1599 году компанией актеров The Lord Chamberlain’s Men. Это был настоящий актерский кооператив, или, точнее, акционерное общество. Половиной акций владели Катберт Бербедж и его брат Ричард – легендарный исполнитель главных ролей в основных произведениях Шекспира. Считается, что Шекспир писал, ориентируясь на него, именно поэтому главные герои в его пьесах со временем стареют. Сперва Бербедж сыграл Ромео, потом 30-летнего Гамлета, потом были Отелло, Макбет, старик король Лир и совсем уж дряхлый (или, точнее, без возраста) Просперо. Остальные доли в театре принадлежали трем актерам, и 1/8 предприятия владел сам Шекспир – хотя доля его, как бы сейчас сказали, со временем размывалась, и в конце жизни ему принадлежала лишь 1/14 театра.

Место, выбранное для театра, было так себе: вокруг бордели, притоны, пабы и площадки для петушиных боев. Совсем рядом – грязноватая Темза, от которой несло тиной; временами река выходила из берегов, и «Глобус» подтапливало. Неподалеку начинались поля и болота. Театр времен Шекспира был развлечением не для аристократов, а в первую очередь для простолюдинов. Трехэтажное здание «Глобуса» из сосновых брусьев имело форму амфитеатра: в партер (стоячий, с земляным заплеванным полом) пускали всего за пенни; места на простых лавках в три яруса стоили дороже. Крыши не было, представления давали под открытым небом, и не вечером, а днем, чтобы не тратиться на освещение. В партере торговали едой и выпивкой, сновали воришки и сомнительные девицы; здесь же справляли нужду – спектакли давали без антракта, и были они довольно длинными.

«Приехав в любую точку земного шара, «Глобус» способен подготовить выступление за пару часов»

Том Лоуренс – Лаэрт, Лади Эмерува – Гамлет. Фото: Bronwen Sharp

В 1613-м «Глобус» сгорел. Никто не пострадал, кроме одного зрителя, у которого загорелись штаны, но даже их удалось спасти – сосед выплеснул на них пинту эля. В 1614 году здание выстроили заново, и оно продержалось до 1642 года, когда пуритане закрыли все театры в Англии. Через два года пустующее строение снесли, и, казалось, «Глобус» окончательно ушел в историю. Но в 1989-м во время обустройства парковки наткнулись на фундамент – сохранился даже один из деревянных столбов, – и исторический театр решено было восстановить.

«Глобус» открылся в 1997 году практически на том же месте, что и 400 лет назад. В нем максимально точно воспроизведена оригинальная обстановка и устройство сцены, сравнительно небольшой, над которой нависает балкончик, где размещаются музыканты. Когда надо, этот балкон используют для нужд представления: на него карабкается Ромео и выходит дьявол в «Докторе Фаустусе».

Лондонский театр «Глобус». Фото: Shakespeare’s Globe

«Если вы спросите, пытаемся ли мы реконструировать «Гамлета» времен Шекспира, я отвечу: конечно, нет, – говорит Том Берд. – Мы современные люди. Но все же… Не букву, но дух тех постановок мы хотели бы сохранить. Хорошо, когда в месте, куда мы приезжаем, есть сцена, зал, кресла – как в бакинском академическом театре. Но шекспировские актеры на такое рассчитывать не могли. Они играли везде, где была ровная площадка, больше ничего им было не нужно. И нам не нужно. Не нужен свет, не нужен занавес. Мы играли «Гамлета» в Африке, на городской площади, посреди джунглей, в соборах, на улицах. Мы очень мобильная труппа, наши декорации разворачиваются моментально. Каждый актер знает несколько ролей на случай, если кто-то заболел». 

Актриса Феб Филдс. Фото: Shakespeare’s Globe

Это действительно так: в труппе два исполнителя Гамлета – Лади Эмерува и Найем Хаят, а, например, актриса Феб Филдс может играть Офелию, Гертруду, Горацио и Розенкранца. «Я все время играл только Гамлета, – говорит Найем Хаят, – но сейчас собираюсь взять еще несколько ролей, чтобы ребятам было легче. Ну и для разнообразия». В том, что предосторожность эта не лишняя, можно было убедиться на бакинской пресс-конференции перед спектаклем: актер Берус Хан (Горацио, Розенкранц, Лаэрт, Гильденстерн) продемонстрировал собравшимся сломанную ногу – «я временно сошел с дистанции, но тур продолжается».

Доказательством того, что «Гамлета» можно сыграть в любых условиях и он по-прежнему останется актуален, труппа «Глобуса» занимается последние полтора года. «Мы поставили себе совершенно сумасшедшую задачу: объехать 200 с лишним стран за два года, – говорит Берд. – С точки зрения менеджмента и логистики – полное безумие, но пока получается. Мы посетили уже 126 стран, были в Японии, Исландии, в Москве и Прибалтике. С Баку началась ближневосточная часть тура. Только в октябре мы играли в Азербайджане, Грузии, Арабских Эмиратах, Непале, Бутане, Индии, Омане, Иордании и Палестине».

Актеры Том Лоуренс, Берус Хан и Равири Паратене. Фото: Bronwen Sharp

«Я отвечаю за то, чтобы труппа добралась всюду, и, как вы понимаете, это постоянная головоломка, – продолжает исполнительный директор. – Мы приехали в Сомали, и там это было первое выступление западной театральной труппы за 23 года. В Судане играли под открытым небом, и посмотреть на нас пришло три тысячи человек. Более того, нам удалось добиться разрешения играть в Иране и Северной Корее! До сих пор не верю, когда это произношу. Это была многомесячная бюрократическая возня: Иран же еще недавно был закрыт для любых гастролей, не говоря о Северной Корее. Но сейчас пошло какое-то неожиданное послабление, так что в следующем году мы, тьфу-тьфу, сыграем и там и там».

«Гамлета» уже показали в Александрийской библиотеке в Египте, в соборе тунисского Карфагена, в саду университета Руанды и в Тромсё за Полярным кругом, в Бурунди, Кении и России, Гватемале, Китае, Австралии и Чили, Аргентине и на островах Антигуа и Барбуда. «Самый поразительный вечер был в мексиканском соборе Юкатана, – рассказывает Найем Хаят. – Он был построен за год до премьеры «Гамлета». Там была какая-то невероятно наэлектризованная атмосфера».

Почему для кругосветного турне выбрали именно «Гамлета»? «Мы думали еще про «Ромео и Джульетту», – говорит Берд. – Но все-таки решили, что «Гамлет» идеально подходит для нашего замысла. Как говорит Питер Брук, в каком-то смысле благословивший нас на это предприятие, фразу To Be Or Not To Be без перевода понимают в любой точке земного шара. И конечно, она до сих пор актуальна. Власть, любовь, интриги, семейные отношения – это все вечные истории».

«Чернокожий Гамлет Лади Эмерува читает знаменитый монолог с напором начинающего рэпера»

Два Гамлета – Найем Хаят и Лади Эмерува. Фото: Bronwen Sharp

«Ну и потом, играть одну и ту же пьесу раз в два дня на протяжении двух лет и не сойти с ума можно, только если она тебе по-настоящему близка, – добавляет Найем Хаят. – «Гамлет» – это пьеса, от которой сложно устать. Хотя все мы, конечно, уже довольно сильно вымотались». Неслучайно на пресс-конференции на дежурный вопрос «Что вы чувствуете, играя Гамлета?» Хаят ответил одним словом: «Усталость».

Впрочем, на спектакле этого заметно не было: зрители увидели образцово бодрую и очень минималистичную постановку, похожую одновременно на балаганное шоу и выступление студенческого театра. Почти все актеры довольно молоды. Чернокожий Гамлет Лади Эмерува читает знаменитый монолог с напором начинающего рэпера; Горацио – симпатичная девушка; все актеры способны станцевать джигу. «Четвертой стены», отделяющей сцену от публики, нет и в помине: актеры обращаются в зал, приветствуют «почтенную бакинскую публику», бродят между рядами с аккордеоном, а негаснущая гигантская люстра позволяет ненадолго вообразить себя в зале почти площадного шекспировского театра, где бродячие актеры разыгрывают историю про предательство и мятущегося принца.

После спектакля ловлю за пуговицу одного из исполнителей Гамлета, чтобы задать самый важный вопрос: верит ли он, что его герой был толстым? Ведь в тексте пьесы Гертруда говорит про сына: He’s Fat, And Scant of Breath – «Он тучен и одышлив». «Ха! – говорит Найем Хаят. – Я думал об этом. Толстого Гамлета сложно представить, да? Но известно, что Шекспир писал пьесы под конкретных актеров и, возможно, немножко троллил их в процессе. Гамлета играл Ричард Бербедж, любимый актер Шекспира. Он уже был средних лет и, вполне возможно, немного набрал вес. Так что не исключено, что Шекспир так над ним подтрунивал. Ну а я худой англичанин пакистанских кровей… – Хаят с сомнением оглядывает свои действительно очень худые руки. – Так что, может быть, в моем случае кастинг действительно не самый удачный? Или, может, мне просто нужно как следует поесть? Я слышал, в Баку очень вкусно кормят!»

«Здесь нет занавеса, во время представления не выключают свет, актеры ходят по залу»

Берус Хан – Озрик, Найем Хаят – Гамлет. Фото: Liz Lauren
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»