Юрий Григорович

Выдающийся хореограф, главный балетмейстер Большого театра в 1964–1995 годах впервые поставил «Легенду о любви» на сцене главного театра России полвека назад. В 2014-м он совершил это в третий раз. 

Юрий Григорович. Фото: Владимир Фридкес

БАКУ: Юрий Николаевич, как появилась новая постановка «Легенды о любви» в Большом театре и что в ней изменилось с момента последнего возобновления в 2002-м?

ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ: Главная причина новой постановки – возвращение спектакля на родную сцену после реконструкции Большого. На этой площадке балет был поставлен и шел долгие годы. Ну и с момента последней постановки прошло время, которое заставило что-то обдумать по-новому. Впрочем, основные сцены, которые я в свое время придумывал вместе с театральным художником Симоном Вирсаладзе, остались почти без изменений.

Я рад, что «Легенда о любви» снова встретилась со своей публикой на исторической сцене. Со времени первой постановки спектакля в Большом театре прошло уже 50 лет, и почти все эти годы он оставался в репертуаре. В нем танцевало несколько поколений артистов – и всегда это были звезды первой величины. Балет до сих пор идет и в Мариинском театре – когда я в 1961 году впервые поставил в нем «Легенду о любви», он назывался Ленинградским театром оперы и балета им. Кирова. Точно знаю, что в апреле этого года «Легенда о любви» значилась в репертуаре Мариинки. Я очень люблю этот балет и поэтому никогда не отказывался, когда меня приглашали, поставить его на других сценах: в Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Баку, Праге, Софии, Стамбуле…

БАКУ: Помните ли вы свое первое впечатление от музыки Арифа Меликова? При каких обстоятельствах вы ее услышали?

Ю.Г.: Прекрасно помню! Шел 1960 год, я работал в Театре имени Кирова, и Кара Караев рассказал мне об интересном азербайджанском композиторе Меликове: «Он только что закончил свой первый балет «Легенда о любви» по драме Назыма Хикмета – не хотите послушать?» Я вызвал Меликова в Ленинград, и мы вместе с Назымом Хикметом и Симоном Вирсаладзе устроили прослушивание. Ариф тогда исполнил только отдельные фрагменты своего произведения, но мы все трое сразу поняли: это то, что надо. От музыки было удивительное впечатление свежести и гармонии, в ней были замечательные вариации, наконец, она точно отражала характеры героев этой драматической истории. Собственно, с той первой встречи с Арифом Меликовым сразу и началась совместная работа над постановкой балета в Ленинграде.

БАКУ: Вы уже очень давно с героями этой истории. Кому из персонажей «Легенды о любви» сочувствуете больше всего, если вообще сочувствуете?

Ю.Г.: Всем, абсолютно всем: и Ферхаду, и Мехмене Бану… Каждый персонаж для меня крайне интересен. С годами начинаешь смотреть на них немного по-другому, и в самой истории открываются новые смыслы. В этом, видимо, и причина того, что я так долго увлечен «Легендой о любви».

Юрий Григорович с Арифом Меликовым, Аллой Осипенко и Эммой Минченок, 1961 Фото: Мариинский театр

БАКУ: Чем вы руководствуетесь, когда выбираете исполнителей на главные роли?

Ю.Г.: Их талантом и своей любовью. Я работаю только с любимыми артистами, для творчества мне необходима эта особая энергия, иначе я не могу. Это как в жизни: вот вы всех любите, вам нравится иметь дело с нелюбимыми людьми? Нет? И мне тоже – такой уж я неоригинальный.

БАКУ: А за что вы их любите? Как попасть в число ваших любимчиков?

Ю.Г.: Не любимчиков, а любимых – есть разница. Люблю я их за способности, за то, что они идеально подходят на роли персонажей «Легенды о любви». Этот балет могут станцевать далеко не все, а Светлана Захарова, Денис Родькин, Анна Никулина и другие исполнители справились прекрасно, хотя исполняли «Легенду» впервые в своей жизни. Так вот, вернемся к вопросу о любви – это ведь вещь необъяснимая. Как четко ответить на вопрос: за что? За духовную близость, наверное. Для того чтобы поставить спектакль, мне нужны единомышленники, которые понимают мой почерк, разделяют мои представления о балете, который мы создаем. К счастью, я работаю именно с такими людьми.

БАКУ: Что самое трудное в работе балетмейстера? Ведь в вашем деле есть и рутина, и физическая усталость...

Ю.Г.: Ничего трудного нет! Ни рутины, ни утомления, ни проблем с артистами. Я прекрасно понимаю артистов, потому что сам им был – 17 лет танцевал в труппе Ленинградского театра оперы и балета. Я работаю с огромным удовольствием, потому что мне нравится мое дело.

БАКУ: Оглядываясь на долгую историю балета «Легенда о любви», кого из коллег вы хотели бы особенно поблагодарить?

Ю.Г.: Мне очень дорог первый коллектив, силами которого мы создавали спектакль. Прежде всего Ариф Меликов со своей новой свежей музыкой. И мой единомышленник и выдающийся театральный художник Симон Вирсаладзе – кстати, он оформлял абсолютно все мои балеты. Прекрасен был и первый дирижер «Легенды о любви», замечательный музыкант Ниязи, и турецкий писатель Назым Хикмет, яркая личность, автор драмы «Ферхад и Ширин» и либретто к нашему балету. Большая удача, что он успел поставить вместе с нами «Легенду о любви», ведь вскоре после этого Хикмет ушел из жизни. Я рад, что мне посчастливилось работать с этими людьми. Благодаря им в постановке появились все те нюансы и акценты, которые очаровывают вот уже несколько поколений зрителей. Благодаря им «Легенда о любви» популярна уже полвека и, как видим, переживает новые премьеры.

Юрий Григорович. Фото: Владимир Фридкес
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»