Назим Рахманов пришел в профессию в середине 1960-х и идеологически связывает себя с абшеронской живописной школой. Красота пустынного ландшафта, недоступная прочим, объединяла независимых художников. Они любили простор: он подталкивал к свободному образу мыслей. Одна из значимых работ Рахманова, «Баня в Бузовнах», сейчас хранится в коллекции Музея Востока в Москве. В тот период ни у кого из азербайджанских художников-модернистов не было четко очерченных границ. Все были выходцами из Баку, а Абшерон воспринимали как продолжение столицы. Они любили абшеронскую природу, но по складу ума и повадкам были горожанами. И самое главное, для них существовала только одна цель – творчество, в самом широком понимании. Истину искали повсюду: Рахманова, как и его коллег, увлекали и живописные поиски французских импрессионистов, и африканская скульптура, и формальные эксперименты русских авангардистов. Назим Рахманов вдохновлялся мотивами азербайджанского фольклора, но его интересовали не мифологические сюжеты, а ритмы народной музыки.
Внутренняя музыка не умолкает
«Я всегда хотел играть на музыкальном инструменте, но не довелось научиться. Зато внутренняя музыка всегда присутствовала, став побудительным мотивом для творчества. Я люблю эту тему и часто к ней обращаюсь. У меня есть ранние работы «Человек с бубном» и «Поющий человек», на них не конкретные персонажи изображены, а архетипы. Ведь музыка, ритм – это то, что с архаических времен близко человеку. Поэтому меня интересуют древние инструменты: уд, бубен, саз, – при помощи них люди издревле вступали в контакт с окружающим миром. Полотно «Три музыканта» я написал несколько лет назад, и оно было выставлено в Центре культуры Азербайджана в Париже. Там присутствуют три символические фигуры: с удом, бубном и кяманчой. Персонаж на переднем плане стучит в бубен и поет. Сам абрис этих существ напоминает первобытную скульптуру, их лица – это скорее маски, причем у того, кто слева, можно разглядеть два лика. У зрителя должно возникнуть ощущение причастности к древнему ритуалу. Вся композиция решена в коричневато-золотых тонах – цвета дерева и солнечного света, из которых и появляется музыка. Интересно, что я уже начинал работать над этим сюжетом, но завозился, процесс затянулся, и я понял, что внутренне не готов. Для меня важно сперва выносить идею, а потом в одночасье выплеснуть ее на холст. В итоге я забросил первоначальный вариант и написал это полотно – очень стремительно. Скорость работы для меня показатель, что сюжет уже вызрел и готов показаться людям».