Эльчин Гулиев – человек, во многом благодаря которому Баку сегодня увлеченно занимается йогой. В жизни Эльчина она присутствует уже больше трех десятилетий. Встречу с йогой он считает чудом.
В теплую погоду в Баку и окрестностях можно видеть людей, которые, расстелив в тени деревьев коврики, выполняют асаны, глубоко дышат и медитируют. В парках и на бульваре, в местах силы – у древнего храма в Сураханах и возле атешгяхов, питающихся силой животворного огня, в горах и у моря... С каждым годом увлеченных становится все больше. Фестивали йоги собирают в Азербайджане сотни человек. Эльчин обучает своих учеников классической хатха-йоге, представляющей собой не столько (точнее, не только) физические упражнения, сколько работу с разумом и духом, – он преподает не фитнес, а скорее древнюю философию самопознания.
Эльчин Гулиев: Моя сестра, когда я был подростком, работала журналистом в Гяндже, и однажды в спортивной школе «Трудовые резервы» она увидела человека, который сидел под деревьями и делал что-то странное. Сестра выяснила, что он занимается йогой, рассказала мне, я заинтересовался и пошел в книжный магазин, где совершенно случайно обнаружил самую первую книгу о йоге, вышедшую на русском языке, – «Хатха-йога для начинающих». До этого йога в Советском Союзе была под негласным запретом. В книге говорилось о том, что нужно полностью изменить свой образ жизни: рано вставать, делать омовения, промывания носа соленой водой, чистить язык, отказаться от мяса, яиц, рыбы, кофе, чая. Я сказал себе: нет, так не смогу, но кое-какие упражнения начал практиковать.
Основа классической йоги – древний трактат, известный под названием «Йога-сутры» Патанджали. Автор жил, как принято считать, между II веком до н. э. и IV веком н. э. (существуют и более ранние трактаты, в которых частично перечисляются те же принципы). В 196 коротких стихах Патанджали формулирует систему практик и философии йоги.
Э.Г.: По специальности я инженер-технолог кожевенных изделий. Когда в 1990-е фабрики закрылись, мы шили обувь дома. С девяти утра до девяти вечера я сидел за машинкой, выполняя заказы. В результате заработал радикулит. И это было очень страшно: я шел по улице и вдруг падал, будто меня бросили на асфальт, не мог пошевелиться. А люди проходили мимо, думая, что я пьяный… Врач, к которому обратился, сказал: «Это уже на всю жизнь. Будете жить на лекарствах». Я начал искать альтернативный путь. Тогда-то и решил попробовать йогу. И однажды утром сказал себе: больше мясо не ем. Родственники встревожились: что с тобой, Эльчин, какая еще йога? Через пару месяцев понял: не могу жить под давлением домашних. Оставил и работу с кожей – стало тяжело психологически: каждый раз, когда клал перед собой шкуру, думал об убитом животном… Уехал в Баку, там стал практиковать йогу и заниматься натуральными камнями.
Сегодня любой погруженный в тему йогин знает восьмичастный канон Патанджали – путь, которому нужно следовать: яма (этические нормы), нияма (самодисциплина), асана (позы), пранаяма (управление дыханием), пратьяхара (отстранение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация), самадхи (просветление).
«По утрам работал на стройке, а вечерами проводил уроки. Бывало, мне самому места в зале не хватало, тогда залезал на подоконник»
Э.Г.: Однажды мама – та самая мама, которая не хотела, чтобы я практиковал йогу, – подарила мне книгу, написанную человеком, ставшим моим духовным учителем. Это была «Йога и сила мысли» Свами Шивананды. До этого я читал разную духовную литературу, но она не откликалась во мне так, как эта книга. Автор писал, что человек – не господин природы, а лишь ее часть, что не стоит забывать об этом, нарушать гармонию. Болезни, войны, душевный дискомфорт происходят, когда мы отходим от законов природы. Я понял, что Свами обладает той мудростью, что я искал в жизни, связался с центром Шивананда-йоги в Москве, и меня пригласили на трехдневный ретрит, куда из Канады приехал гуру Свами Атмарамананда, преемник Шивананды, покинувшего этот мир в 1963 году. После ретрита состоялась моя встреча с гуру. Посмотрев на меня, тот сказал, что нужно пройти курсы йоги. Знаете, учителя могут читать наши мысли, видеть прошлое, знать, откуда мы пришли и что нам на самом деле необходимо. После встречи со мной связались ученики Свами Атмарамананды и пригласили в йога-ашрам в Польшу, сказав, что обучение полностью оплачено.
Приверженность принципам, известным как яма и нияма, отличает настоящего йогина от человека, занимающегося йогой как фитнесом. Эти этические правила самодисциплины – своеобразный декалог йога, перекликающийся с библейскими заповедями, – записаны в «Йога-сутрах» Патанджали в таком виде: ненасилие, правдивость, удержание от воровства, сексуальное воздержание и нестяжательство (ямы), а также чистота, удовлетворенность, аскетизм, чтение священных текстов, преданность Богу или Гуру (ниямы).
Э.Г.: Центр Шивананда-йоги – международная организация, в которой есть школы классической йоги в разных странах, от Америки до Японии. В Польше школа находится на берегу Балтики: сосны, море, очень красивое место в лесу. С 5.30 утра до девяти вечера мы занимались: это были лекции, практики, служение. Месяц я будто прожил на другой планете. Но главное, там я впервые занимался йогой под руководством учителя – и стало очевидно: всё, что раньше делал самостоятельно, совсем не то, я просто портил здоровье. А тут после каждой практики буквально летал. Когда занятия закончились, попросил гуру: отправьте меня в любую страну, куда хотите. Я не был уверен, что смогу продвигать йогу в Азербайджане: тогда, в 2009 году, никто о ней здесь не знал. Но гуру ответил: «Эльчин, ты там родился, там и нужен». Я вернулся в Баку.
Сегодня главной составляющей практики йоги считаются асаны, но в древние времена важнее поз была пранаяма – особая техника правильного дыхания, обязательно выполняемая в асане. Пранаяма подготавливает ум к работе с ним, контроль над дыханием позволяет победить несовершенство не только тела, но и разума. Следующая ступень – пратьяхара (отстранение чувств) – приводит тело и ум в такое состояние, при котором все органы чувств «перестают взаимодействовать с внешним миром». Так йогин полностью погружается в практику.
Э.Г.: Путь йога в Азербайджане я начал с того, что клеил на улицах объявления – приглашал на бесплатные занятия. Как-то раз меня забрали в полицию, спрашивают: что это такое – йога? Говорю: оздоровительная гимнастика. На меня посмотрели строго: «А ну уходи, и чтобы мы тебя больше не видели! Еще раз увидим – оштрафуем». Но люди потихоньку собирались. Я нашел помещение на 12 учеников. По утрам работал на стройке, а вечерами без оплаты проводил уроки и получал от этого большое удовольствие. Бывало, мне самому места в зале не хватало, тогда залезал на подоконник.
Не скажу, что не предпринимал попыток продвигать йогу, даже писал письма в Министерство спорта. Мне неизменно отвечали: йога – не спорт, как же мы вам поможем? В 2016-м зал, который я снимал, закрылся, и мы остались на улице. Я написал гуру: «Гуруджи, столько лет пытаюсь что-то сделать, но ничего не получается. Извините. Сдаюсь…»
Меня пригласили волонтером несколько ашрамов: в Америке, на Багамах, в Индии. Я выбрал Калифорнию и начал готовить документы для американской визы. Тем временем выяснилось, что жена беременна, и я решил отложить отъезд до рождения ребенка.
А дальше… мы приехали в роддом, наступает самый волнительный момент – выходит медсестра, говорит: «Поздравляю, у вас дочка!» В эту секунду звонит телефон, и незнакомый голос спрашивает: «Эльчин муаллим? Министр государственной безопасности хотел бы с вами встретиться и поговорить о йоге. Пожалуйста, приходите в понедельник».
Асаны как физические упражнения, хоть и служащие инструментом для духовных практик, числом до 84, появляются в средневековых текстах (именно эти асаны легли в основу хатха-йоги). Как система не только духовного, но и физического здоровья йога начала восприниматься уже в ХХ веке – тогда асаны впервые описали как комплекс физических упражнений. Например, сурья намаскар – «приветствие солнцу» – считается лучшей кардиоразминкой и растяжкой.
Э.Г.: Оказалось, что министр увлекается йогой! И с порога говорит: «Мы хотим развивать йогу в Азербайджане. Какие у вас трудности, чем можем помочь?» Конечно, я сразу вспомнил слова гуру: «ты там родился, там и нужен». Признался, что у нас нет зала, и меня тут же повезли смотреть помещения. Было забавно, как приехали в зал на Бейбутова, где мы занимаемся сейчас, и я начал вслух прикидывать: «Отличное место, вот только куплю краску, стены покрашу». Вдруг кто-то меня тронул за локоть: «Эльчин муаллим, о чем вы говорите? Сами всё сделаем».
Так в 2017 году у нас появился свой зал. На открытие приходил посол Индии. Образовалась Федерация йоги. С каждым годом все больше людей приходит на занятия. Несколько моих учеников съездили на курсы и теперь тоже проводят уроки в Азербайджане. Вместе с посольством Индии мы организуем фестивали йоги, на которые собираются сотни людей.
Последняя ступень в системе йоги – самадхи, просветление. Наградой тому, кто поднялся по всем уровням, становится состояние высшего совершенства. Современная йога видит самадхи как состояние покоя, «потока», полнейшей расслабленности и в то же время сосредоточенности. В традиционной йоге, достигнув самадхи, йогин как бы выходит за пределы физической оболочки, освобождается от страданий, полностью сливается с божеством и осознает свою истинную природу.
Э.Г.: Несколько лет назад я впервые поехал в Индию. Премьер-министр господин Нарендра Моди пригласил на праздник Кумбха Мела по одному человеку из каждой страны, и мне посчастливилось представлять Азербайджан. Потом я на 28 дней отправился в Ришикеш, город йоги. Там незнакомые друг с другом люди при встрече здороваются, спрашивают, как дела, и обращаются ко всем «бабаджи», «просветленный». Они сами бабаджи, и ты для них тоже бабаджи. Я понял: эти люди обрели умиротворение и делятся им с окружающими. Если хочешь изменить мир, измени себя – йога дает нам инструменты для этого.
Многие мои ученики поначалу приходят на занятия как на спорт. Но со временем погружаются в философию, и жизнь их меняется. Когда благодарят меня, отвечаю: я никто, всего лишь посредник, по мере своих возможностей передаю вам знания, которые мне передали учителя.
Фитнес-тренеры спрашивают, как восполняю энергию после уроков. Но я не теряю энергию, напротив, наполняюсь ею от учеников! Если бы вы увидели, что делают в моей группе люди, которым за 70, глазам бы своим не поверили. Эти ученики меня невероятно вдохновляют.
Я мог бы сказать, что пришел в точку, куда хотел прийти, но мы же хотим развиваться, идти дальше. У меня есть мечта создать в Азербайджане ашрам, где человек мог бы прожить некоторое время как настоящий йог, посвящая все свое время практикам и размышлениям. Ничего лишнего, простая вегетарианская еда и служение. Пока есть силы, надеюсь это осуществить.
ИНФО
Различные школы йоги
-
Классическая хатха-йога лежит в основе всех школ (в ХХ веке их появилось немало). Среди наиболее известных:
-
– аштанга-йога (очень интенсивная),
-
– виньяса-йога (динамичная, с упором на синхронизацию дыхания и движений),
-
– йога Айенгара (с использованием пропсов – инструментов, помогающих подстроить асаны под любое тело),
-
– кундалини-йога (с акцентом на дыхательные и медитационные практики),
-
– бикрам-йога (так называемая горячая йога проводится в помещении с температурой 40 °C и высокой влажностью),
-
– инь-йога (очень медленная практика, в которой каждая асана удерживается по три-пять минут),
-
– свастха-йога (персонализированный метод, объединяющий хатха-йогу и элементы современной медицины),
-
– тантра-йога (основной фокус – на гармонии тела и сознания, с использованием не только асан, но и пения мантр, медитаций и других ритуалов),
-
– пауэр-йога (самая фитнес ориентированная йога с акцентом на кардиоэффект и развитие выносливости).