Художница Наиля Султан: ослепленные любовью
Фото: Фахрия Мамедова

Выпускница азербайджанского Института искусств Наиля Султан – пожалуй, самая последовательная ученица великого Керима Керимова. Именно Керимов открыл своим студентам мир азербайджанской книжной миниатюры и коврового орнамента, знатоком и тонким интерпретатором которого был сам. Он заставлял начинающих художников часами просиживать в архивах, изучая подлинники азербайджанских миниатюр. Султан вынесла из этих уроков виртуозное владение каллиграфией и понимание сути узора.

«Поскольку Керимов преподавал у нас еще и ковроделие, я влюбилась одновременно и в миниатюру, и в орнамент», – рассказывает художница. Ее картины объединяют две древнейшие традиции декоративного азербайджанского искусства. Наиля одинаково мастерски владеет многими техниками: ее знают в первую очередь как керамиста, но художница ловко оперирует разными материалами. Может переложить ковровый узор на графический лист и на фаянсовую поверхность или сделать вышивку в каллиграфической манере. Ее работы не выглядят архаично: Наиля умело переводит язык традиции на современный лад. Во всем, что делает художница, присутствует подкупающий элемент интимности. «Все девушки на моих работах – мои лирические героини. Я создаю сюжеты, связанные с собственной мечтой – с тем, что в реальной жизни не пережила», – признается Султан.

«Влюбленные», 2002

«Работа «Влюбленные» – это один из листов графической серии, которую я сделала в 2002 году, когда готовилась к персональной выставке. Тогда многие коллеги удивились: «Она не только керамист, она еще и рисовать умеет». Но как можно считать себя художником, не научившись рисунку? Забавно, у меня сохранилась упаковка советских карандашей «Искусство» – и всю серию я нарисовала тушью, пастелью и этими карандашами.

Работа всем сразу понравилась. Возможно, потому что мотив понятный: «Ромео и Джульетта», «Лейли и Меджнун», «Тристан и Изольда» – в каждой культуре есть своя легендарная пара. Если приглядеться, становится понятно, что у моих героев глазницы без зрачков, как на женских портретах Модильяни. Но они не слепые, а ослепленные любовью. И орнамент, похожий на традиционный азербайджанский узор, на самом деле – женские волосы, которые вьют вокруг мужчины защитный кокон и одновременно связывают его с окружающим миром. Ведь без любви человек жить не может.

Спустя шесть лет вся серия была выбрана для участия в Венецианской биеннале, а фрагмент этого листа попал на плакат Азербайджанского павильона. Мне тогда стало даже неловко, ведь я выставлялась рядом с великим Салаховым и другими прекрасными художниками. И конечно, я была счастлива: миллионы людей увидели мою работу.

Интересно, что «Влюбленные» так и остались в Венеции – в коллекции одного из устроителей Биеннале. Надеюсь, им там счастливо вместе. Мне приятно, когда мои работы находят себе место в домах хороших людей».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»