Рашад Алекперов: из тени в свет

Из хаоса металлических конструкций, из путаницы железных прутьев на стене рождается стройный геометрический сюжет. Возникает детская радость от того, что присутствуешь при чудодействии. Неприглядные железяки и палки, преломляя луч света, подвергаются метаморфозе – проецируются в гармоничный орнамент. Игра теней – волшебство в чистом виде. Почерк художника из Баку Рашада Алекперова узнаваем и уникален: никто в наше время не может похвастаться тем, что способен сотворить подобную конструкцию за три дня, без компьютерных эффектов.

Рашад Алекперов – сын архитектора. Ему повезло. С детства ему разрешали рисовать везде – на стенах, на обоях, на дверях. К 11 годам в доме накопилось множество настенных рисунков – можно было по слоям угадывать возраст художника. Когда отца спрашивали, зачем такое баловство, он гордо отвечал: «Это персональная выставка моего сына». Удивлением для родителей стало, что их талантливый рисовальщик после окончания школы внезапно решил подать документы на исторический факультет. И тогда свое решительное «нет» сказал дядя-физик: сам отнес документы Рашада в художественный институт.

«Взгляд на один город с двух точек зрения», 2000. Рашад Алекперов

«В институте нам преподавали азы классического искусства, я учился работать с металлом. И вдруг в 2000 году в Баку решили провести выставку современного искусства. Что такое этот контемпорари-арт, я понятия не имел. Нас коротко ввели в курс дела – прочитали пару лекций про концептуальный подход. Бюджета никакого не было. И я решил сделать работу из отходов. Не помню, какое озарение на меня нашло.

Я просто бросил мусор на пол и увидел топографию места. Одним словом, я сделал Город: в зависимости от того, как на него падал свет, вырисовывались два разных силуэта – западный и восточный. С этой работой я побывал буквально везде, в том числе на Биеннале в Венеции, где Азербайджан выставлялся впервые. Называлась инсталляция «Взгляд на один город с двух точек зрения». Интересно вышло. Я случайно или закономерно, теперь уж не знаю, попал в тенденцию: тогда, после 11 сентября, это была самая актуальная тема – западный и исламский мир, как им сосуществовать. С этого все и началось. Но я еще долго ощущал себя дилетантом и не был уверен, что не займусь в жизни чем-нибудь другим. Такое ощущение зыбкости продолжалось, пока не появилась организация YARAT. Это еще один переломный момент в жизни: я почувствовал, что есть профессиональные люди, которым я интересен».

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»