Лесли Грей: женские голоса – самые слышимые

В Баку в рамках выставки «Мужчины не плачут» в Центре современного искусства YARAT выступила британский искусствовед и антрополог Лесли Грей – и рассказала «Баку» о художественной специфике региона, о женщинах и о глобализации.

Выставка «Мужчины не плачут» посвящена мужской и женской идентичности в современном обществе. Девять художников задаются вопросом, что значит быть мужчиной и что значит быть женщиной на Кавказе сегодня, как меняются традиционные нормы поведения и как современное борется с традиционным, дополняет и преображает его. Так, Агиль Абдуллаев в интернет-перформансе Rocking My Gucci исследует культуру поведения подростков в социальных сетях и то, как для нового поколения меняется образ «настоящего мужчины». Тема дагестанки Таус Махачевой – собачьи бои, жестокое мужское развлечение, но в центре рассказа – женщина, дрессирующая собак. Бельгиец Жаро Минне в Баку ходил в гости к незнакомым людям и теперь рассказывает их истории – например, историю молодого цыгана, вернувшегося из тюрьмы к родителям и невесте, ход его переживаний и мыслей о будущем.

Лесли Грей – одна из немногих западных экспертов по современному искусству стран Персидского залива и Каспийского региона. Больше десяти лет живет в Катаре. Ближневосточная художественная сцена развивалась на ее глазах. Также она исследует искусство Азербайджана и Казахстана. В Баку она приехала с лекцией о роли женщины в культуре нынешнего и завтрашнего дня.

Rocking My Gucci. Агиль Абдуллаев

БАКУ:  Какую роль, на ваш взгляд, играют женщины в искусстве и обществе Азербайджана? Ведь и искусство, и общество здесь, как вы утверждаете, существуют в «разрозненном времени», и роли женщин очень различны.

ЛЕСЛИ ГРЕЙ: Роль женщин в современном Азербайджане огромна: на самых высоких постах мы видим мощные женские ролевые модели. Три самых влиятельных человека, создавших современную художественную сцену Азербайджана, – женщины: покойная Лейла Ахундзаде, куратор и художник, стоявшая у истоков арт-группы «Крылья времени»; Лейла Алиева, организующая множество художественных и социальных проектов, в том числе выставку современных азербайджанских художников Fly to Baku, которая проехала по всей Европе; и конечно, Аида Махмудова – состоявшийся живописец, в 2011 году основавшая YARAT, – своей нынешней широкой известностью азербайджанское искусство во многом обязано ей. В YARAT трудятся талантливые и прекрасно образованные женщины (и мужчины).

Однако то, что женщины занимают высокие посты, еще не значит, что их влияние распространяется на другие слои общества; нередко они не имеют достаточно власти и влияния, чтобы изменить устаревшие патриархальные взгляды на роль женщины в обществе. Азербайджанское общество – уникальная смесь постсоветских, исламских, кавказских, европейских и азиатских ценностей. Именно это я описываю как «разрозненное время»: несмотря на стремительное культурное и экономическое развитие Азербайджана, в некоторых слоях общества женщинам все еще навязывают традиционные модели поведения.

БАКУ: То есть они должны быть передовыми в профессиональной жизни, но в обществе и дома играть традиционную роль?

Л.Г.: Да, у женщины может быть прекрасное образование и престижная работа, но при этом она все равно должна держаться в рамках традиционных понятий о женственности и пристойности. А это тормозит прогресс для всех – и женщин, и мужчин. Когда ограничивается развитие части народа, страдает он весь.

На выставке «Мужчины не плачут» есть видео Чинары Меджидовой и Лейли Салаевой «Только для мужчин» как раз об этом: об уличных приставаниях, которым до сих пор подвергается любая женщина, если у нее «неправильная» длина юбки или она в «неправильное» время идет одна по улице. По-прежнему множество людей придерживается весьма старомодных взглядов на то, что женщина должна и что не должна. Это существует не только в Азербайджане, но здесь выглядит ярче оттого, что женщины достигли впечатляющего успеха во многих областях, но не избавлены от традиционных патриархальных представлений о целомудрии и о том, как вести себя на людях.

Позвольте мне стать частью повествования. Таус Махачева.

БАКУ: Вы не только искусствовед, но и антрополог. На взгляд антрополога, в чем специфика азербай¬джанского общества и роли женщин в нем?

Л.Г.: Искусство – лупа, через которую можно рассматривать общество и его ценности. Как я уже сказала, в современном искусстве Азербайджана женские голоса – самые слышные: это доказывает, что у женщин есть огромный потенциал, они могут задать тон диалога об искусстве, творчестве и об идеях и ценностях, которые выражаются в творчестве. Однако, поговорив с множеством азербайджанцев, я вижу, что главными для женщины по-прежнему считаются роли жены и матери. В этом нет ничего плохого, но ведь нет и причины считать другие роли, которые женщина может играть в профессио-нальной и личной жизни, менее ценными. Не говоря уже о женщинах, которые не хотят выходить замуж, не хотят иметь детей, – это все ничуть не менее ценный личный выбор, заслуживающий уважения. Чтобы изменить мировоззрение, нужно время. Думаю, молодое поколение, выросшее в постсоветскую эпоху и с интернетом, станет катализатором культурного сдвига.

БАКУ:  Много ли общего у искусства Азербайджана с другими странами Ближнего Востока?

Л.Г.: Несомненно. Баку часто сравнивают с Дубаем: оба города гиперсовременны. ОАЭ и Азербайджан – нефтяные державы, в этом они похожи, но есть и множество интереснейших различий. Благодаря высоким ценам на нефть до конца 2014 года в искусство и там, и здесь были сделаны значительные инвестиции. И Азербай¬джан, и страны Залива могут похвастаться архитектурой мирового класса – Центр Гейдара Алиева, построенный Захой Хадид, лишь самый яркий бриллиант в короне азербайджанского архитектурного бума последних лет. И там, и здесь музеи и художественные организации вышли на международную аудиторию, на всемирную сцену. Темы, которые волнуют художников, тоже сходны: урбанизация, быстро меняющееся общество, нефть и то богатство, что она дает стране, отход в прошлое традиций и исламских ценностей, гендерная динамика.

БАКУ: Вы – женщина, немусульманка, европейка – живете и работаете в странах арабского Востока. Каков ваш опыт жизни в этих странах, одновременно традиционных и суперсовременных?

Л.Г.: Одно из преимуществ жизни в глобализованном мире – возможность жить так, как я, и чувствовать себя как дома на Ближнем Востоке, который тысячелетиями был гремучей смесью культур, религий и народов. Я всего лишь очередной человек, по счастливой случайности попавший в этот регион и нашедший дом там, где противоречия моей личности перемешиваются с противоречиями тех, кто меня окружает. Когда живешь в другой культуре, ощущаешь нестабильность: твоего привычного культурного набора здесь нет, есть другой. Привыкать к нему бывает трудно, тем более если ты женщина, немусульманка, европейка, – от тебя ждут определенного поведения; но чем дольше живешь на Ближнем Востоке, тем больше впитываешь его дух и тем естественнее себя чувствуешь. Эти страны развиваются и меняются так стремительно, что чувствуешь себя на острие эпохи. Чувствуешь себя частью непрерывно создающегося будущего, и никакой другой жизни я не хочу.

separator-icon
Чинара Меджидова и Жаро Минне рядом с инсталляцией Минне «Письма пассажира».
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»