Музей Востока показывает искусство военных лет: к 80-летию Победы
Плакаты Азима Азимзаде

На выставке «Вспоминая Великую Отечественную…» московский Музей Востока представил произведения художников, работавших в Закавказье и Средней Азии в 1941–1945 годах.

Вторая мировая война – не совсем та тема, которую Музей Востока может напрямую проиллюстрировать своими экспонатами. Однако куратору выставки искусствоведу Светлане Хромченко удалось представить убедительную картину художественной жизни региона в военные годы. Экспозиция разделена на две части: первую составили агитационные плакаты времен войны, а вторую – живописные и графические работы известных художников Закавказья, Казахстана и Средней Азии, а также мастеров, оказавшихся в этих местах в эвакуации. Подбирая работы, куратор руководствовалась принципом «Выставка должна говорить сама за себя».

Зимние моды. Начало 1940-х. Кукрыниксы

Идеологические задачи решались прежде всего плакатами, считавшимися грозным боевым оружием. Тон задавали Кукрыниксы, чьи работы огромными тиражами распространялись по всему Советскому Союзу. Стремительная реакция на текущие события влияла на стиль, побуждая упрощать художественный язык. В Азербайджане выпускали сатирические антигитлеровские плакаты «Агит-окна» – аналоги московских «Окон ТАСС». Четкие, красочные и лаконичные рисунки, размноженные трафаретным способом, сопровождались стихотворными текстами на азербайджанском и русском языках.

Битые карты. Начало 1940-х. Азим Азимзаде

Выпускник Московского полиграфического института Исмаил Ахундов (1907–1969) прославился карикатурами в первом сатирическом журнале мусульманского Востока «Молла Насреддин». Перед самой войной художника назначили директором Музея азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви. Ахундов нарисовал более сотни антифашистских плакатов, в том числе самый первый плакат бакинских «Агит-окон» – двухчастную сатирическую композицию «Зачесались рога у козла…». 

Матрос и воин. 1942. Ираклий Тоидзе

Художник вспоминал: «Когда мы отправляли на фронт посылки, вкладывали в них «Агит-окна» и плакаты и неизменно получали в ответ письма наших солдат. Например, в одном письме сообщалось, что плакат был укреплен на телеграфном столбе и его гитлеровцы обстреляли. Этот плакат бойцы хотели послать нам обратно».

На выставке в Музее Востока можно увидеть несколько виртуозных плакатов Ахундова. «Агит-окна» № 47 и № 78 высмеивают стремление Гитлера захватить советскую нефть. «Агит-окно» № 79 («В предгорьях Кавказа)» – шедевр графической изобретательности: направленные на вражеский танк красные пушки смахивают на стадо удивленных слонов.

Портрет снайпера Ганиевой. 1948. Джалал Каръягды

Подобные примеры боевого искусства демонстрируют и плакаты Газанфара Халыкова (1898–1981), большого знатока композиционных приемов средневековых миниатюристов. Художник не скупился на броские уничижительные характеристики врага. Например, в «Агит-окне» № 27 как следует досталось Геббельсу.

Еще до революции Азим Азимзаде (1880–1943) иллюстрировал газеты и журналы, выходившие не только в Баку, но и в Тифлисе. Опираясь на раннесоветские традиции БакКавРОСТА, в военных плакатах художник предельно заострял приемы шаржа, используя в композиции несколько крупных изображений с выразительным контуром. В карикатуре «Битые карты» («Агит-окно» № 39) Азимзаде шаржированно изобразил Гитлера и его приспешников в виде тевтонских рыцарей.

Лунная ночь в Ташкенте. 1940-е. Амшей Нюренберг

Экспозиция к юбилею Победы не могла бы обойтись без работ Ираклия Тоидзе (1902–1985), народного художника Грузии, автора классических иллюстраций к книге «Витязь в тигровой шкуре» и одного из главных плакатов Великой Отечественной «Родина-мать зовет!». Любопытно, что образ Родины-матери Ираклий Моисеевич рисовал со своей жены Тамары Теодоровны. На выставке представлены авторские рисунки плакатов Тоидзе «За Родину-мать!», «Руби врага по-гвардейски», плакат «Отстоим Кавказ».

Развалины Биби-Ханым (Караван). 1944. Александр Волков

Графическую часть экспозиции дополнила скульптура – гипсовый бюст снайпера и радистки Зибы Ганиевой, созданный скульптором Джалалом Каръягды. Портрет очень выразительный – девушка мечтала быть актрисой, и даже тяжелое ранение не помешало ей после Победы осуществить мечту.

В начале войны в Среднюю Азию были эвакуированы многие московские и ленинградские творческие вузы и организации. Около полутора миллионов беженцев, в том числе детей-сирот, приютил Узбекистан. Ташкент на рисунках Амшея Нюренберга (1887–1979) предстает городом печальным, иногда неказистым, с кривыми улочками, но невероятно трогательным. Его серия «Беженцы», выполненная тушью, наполнена драматизмом. А коренной туркестанец Александр Волков (1886–1957) в 1944 году изобразил последний караван, проходивший мимо развалин средневековой мечети Биби-Ханым.

Виртуоз гравюры Владимир Фаворский (1886–1964) приехал в Самарканд со студентами и поселился в одном из медресе. Осенью 1941 года его сын Никита, тоже талантливый художник, ушел добровольцем на фронт и погиб. После этого мастер создал великолепную «Самаркандскую серию» с сюжетами из повседневной жизни в технике линогравюры: гравюры на дереве в узбекском климате расклеивались.

Радость излучает масштабное полотно «Подруги. Письмо с фронта» живописца Павла Бенькова (1879–1949), с 1930-х годов жившего в Самарканде. В водах арыка и на поверхности глинобитных стен играют солнечные блики. Кажется, что сама природа возликовала в предвкушении Победы. Эта работа как нельзя лучше иллюстрирует мысль Александра Седова, директора Музея Востока, высказанную им на вернисаже: «Война войной, но жизнь продолжалась».

separator-icon
Подруги. Письмо с фронта. 1945. Павел Беньков
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»