В Музее азербайджанской живописи XX–XXI веков до конца апреля показывают проект «Метакод». Представители двух поколений художников под руководством команды кураторов ищут генетический код мироздания.
Считается, что термин «метакод» придуман в 1982 году поэтом и философом Константином Кедровым, который трактовал его как генетический код мироздания, живой материи. Самым надежным, вечным хранилищем метакода, согласно мысли Кедрова, является Звездное небо.
Поэтический космос вдохновил инициаторов проекта «Метакод» – Сабину Шихлинскую, доктора философии, заслуженного художника Азербайджана, члена CIMAM и Международного комитета музеев и коллекций современного искусства, Ширин Меликову, директора Азербайджанского национального музея ковра, председателя азербайджанского комитета Международного совета музеев (ICOM), и Фарах Алекперли, куратора Пространства современного искусства YARAT.
Границы смысла термина кураторская команда несколько расширила, метакодом обозначив структуру, композицию, восприятие окружающего мира, передаваемые через различные виды искусства.
И если давать более точное определение, то проект подразумевает поиск национального культурного кода.
Именно на его поиски пустились в свое время 20 азербайджанских художников разных периодов. Кураторы рассказывают, как кропотливо готовили проект, который поначалу имел рабочее название «Код визуальности. От традиции к современности».
Публике представили итог глубокого научного исследования, проведенного благодаря творческому диалогу художников конца XX столетия и начала XXI. Оно стало прообразом культурного моста между поколениями, изучавшими, как заметила Фарах Алекперли, «одну и ту же тему, но с помощью разных призм».
Выставка, организованная YARAT в стенах Музея азербайджанской живописи XX–XXI веков, – дерзкое кураторское высказывание, предложившее гипотезу, которая, по мнению Ширин Меликовой, «в будущем станет темой научных диссертаций».
В списке участников проекта такие мастера, как Расим Бабаев, Рашад Бабаев, Гусейн Джалилов, Теймур Даими, Ирина Эльдарова, Энвер Аскеров, Гусейн Хагвердиев, Орхан Гусейнов, Фархад Халилов, Заур Кантемиров, Лейла Габулова, Тарлан Горчу, Санан Курбанов, Аида Махмудова, Мамед Мустафаев, Мир Надир Зейналов, творческий коллектив «043».
Идею проекта комментирует ее автор Сабина Шихлинская: «Мы пропустили период трансформации этого кода. С древности вплоть до XX столетия человечество утрачивало язык визуального изображения, тот самый код. И только в XX веке его начали изучать Василий Кандинский, Пабло Пикассо… Художники обратились к истокам, искусству Африки, Востока. В Азербайджане в 1970–1980-е годы этим занимались Санан Курбанов, Горхмаз Эфендиев, Энвер Аскеров... В семейных коллекциях, в музеях и архивах мы искали работы художников, продолжавших разрабатывать код, имеющий отношение и к азербайджанской, и к общемировой визуальной истории».
Поиск культурного кода происходил в недрах скрытого языка линий и символов, абстрактных форм. Это является важнейшей особенностью концепции. Произведения фигуративного искусства в экспозицию практически не включены. Шихлинская поясняет: «Свои мысли, мироощущение художник воплощает в неких композиционных ритмах. Зритель же включает ту часть своего сознания, что позволяет ему не сопереживать, но додумывать, осмысливать, дополнять, дорисовывать. Это некое сотворчество. По такому принципу устроена вся природа. Происходит процесс, который и называется метакодом, когда всё едино: законы мироздания, законы создания произведений и законы того, кто вовлечен в качестве зрителя».
Коды, содержавшиеся, скажем, в наскальных изображениях, каменной пластике, куфических шрифтах, узорах бытовых предметов или даже в архитектурных стилях, зарождаясь, изменялись, одновременно меняя всё вокруг себя.
Некие абстрактные подсознательные послания безусловно присутствуют в орнаменте ковров, миниатюр. Язык ковра, выражающий совокупность мировоззрения народа, один из самых ярких примеров кодирования действительности, превращения ее в знаковую систему.
Книжная миниатюра более реалистична. Однако зашифрованная изобразительным письмом, она несет в себе именно кодовый, но не иллюстративный характер.
Видеопроекции на экранах транслируют напоминания об исторических истоках, тех самых коврах, каменных рельефах и шрифтах, тем более что в массе своей всё это стало основой представленных на выставке «упражнений» художников.
Новые работы специально для проекта создали Ирина Эльдарова и Гусейн Хагвердиев.
Если живописцы старшего поколения использовали традиционный метод, то молодые художники в поисках метакода преимущественно склонялись к высказываниям в современных медиа.
Центральную точку экспозиции заняла геометрическая анимация молодой художницы Лейлы Габуловой, врача по первой специальности. Геном человека, тот же самый код мироздания, Габулова построила, собрав ДНК нескольких тысяч пациентов.
Орхан Гусейнов представил работу под названием Min bir xaraba, где использовал спутниковые снимки освобожденных от оккупации территорий Азербайджана.
Гусейн Хагвердиев показал коллажи, созданные с помощью скотча и черной бумаги. Художник доказывает, что между фоном и предметом нет разницы, что одно не существует без другого.
Именно на сочетании цвета и пятна основывались композиции декоративного тюркского искусства.
Давно «инфицированный» темой метакода Тарлан Горчу выступил с диптихом, где использовал куфическую композицию из 99 лабиринтов, QR-кодов. И в каждом скрыто одно из имен Аллаха. Чтобы его прочесть, достаточно навести телефон.
Молодые художники, как выяснилось, давно и серьезно углубились в тему. Геометрические композиции они создают на основе движения тела, рефлексируют через перформанс, боди-мэппинг, моушен-граффити в соединении с музыкой.
Мультимедийный перформанс композитора Глеба Андрианова со струнным квартетом и художником Гасаном Ахвердиевым (режиссер Ната Андрианова) открывал выставку.
Кураторы же, проведя колоссальную работу, пришли к выводу, подтвердившему их первоначальную гипотезу: не существует границы между тем, что происходит сегодня, и тем, что было несколько тысяч лет назад.