Одна из крупнейших российских наград в области современного искусства, премия Кандинского, в этом году вручается в тринадцатый раз. Состав номинантов расширился: в номинации «Проект года» за первое место боролись 16 работ, в номинации «Молодой художник. Проект года» – 11. На статус лучшей научной работы об искусстве претендовали семь публикаций.
Церемонии награждения традиционно предшествовала выставка номинантов, расположившаяся в залах ММСИ на Петровке, директор которого Василий Церетели сам неоднократно был как членом жюри, так и членом экспертного совета премии. Вместе с основателем премии Шалвой Бреусом он присутствовал на церемонии открытия выставки.
«Для музея большая честь уже второй раз тесно сотрудничать с Премией Кандинского - одним из важнейших, наиболее престижных конкурсов в сфере отечественного современного искусства. Каждый раз экспозиция номинантов премии - это точный дайджест самых ярких работ за последнее время: для художников это ощутимая поддержка, а для экспертов и зрителей способ держать руку на пульсе и следить за новыми образами и идеями», - отметил Церетели.
Авторы экспозиции Ирина Горлова и Наталия Герасина вместе с архитектором и дизайнером выставки Наной Абдрашитовой задались целью отразить «переживание настоящего… через осмысление истории, размышления о судьбах человека и человечества, исследование техногенных и социальных катастроф, ежедневные практики, фиксирующие трансформации повседневности».
Минувшие два года (таков цикл премии Кандинского) дали немало пищи для таких размышлений. Современность решительно изменилась, и «переживание настоящего» как никогда отмечено неуверенностью в будущем: его контуры в любой момент могут перекроить новый виток пандемии и связанные с ним политические решения. Жить в таких реалиях означает необходимость адаптироваться к меняющейся на глазах повседневности. Впрочем, конец одного часто означает начало другого. Эта мысль отражена в работе Артема Филатова и Алексея Корси «Сад им.». В 2019 году художники разбили реальный сад во внутреннем дворе частного нижегородского крематория. Любой желающий может зайти на сайт проекта и посвятить выбранное растение умершему близкому. Посетители музея могли оставить на стенде «Сада им.» конверт с семенами цветов – их высадят по весне.
Многие работы, номинированные в этом году, балансируют на тонкой грани, разделяющей лирику и трагедию, оптимизм и пессимизм. В своей зрелищной инсталляции «Конструктор для Дэвида Юма» (2019–2021) участники группы «МишМаш» собрали скопившиеся дома ненужные предметы, соорудив из них любопытного вида конструкции – не то своеобразная инвентаризация, не то упражнения в пластическом сюрреализме. Их дополнили рисунки с авторскими комментариями к проделанной работе.
Тревожное ощущение странности происходящего рождает инсталляция Романа Сакина «Измерительные инструменты». Она похожа на комнату человека, одержимого идеей взвесить и посчитать все вокруг и ради этого наполнившего свое жилище измерительными приборами – очень своеобразными и устроенными столь хитро, что зритель чувствует себя в любопытном «кабинете редкостей». Напротив него отдыхают в шезлонгах гигантские надувные конструкции авторства Ирины Кориной, напоминающие колонны Центрального дома художника – именно там номинированная в этом году на премию инсталляция была выставлена первый раз.
Юмор и ужас взаимно уравновешивают друг друга в двух проектах из номинации «Молодой художник» – «Русское инородное» (2017–2020) Алисы Горшениной и «Рай’ок» (2019) Ульяны Подкорытовой. Горшенина в своих фотографиях и перформансах сама выступает в образе «инородного тела», порожденного русским хтоническим бессознательным. Подкорытова опирается на образы из фольклора и сказок, не всегда безобидные и порой жутковатые, и выворачивает их наизнанку, обнаруживая мнимость угрозы образа чужого.
Тревожное ощущение от происходящего вокруг усиливается нервным перформансом перкуссионисток в фильме Виктора Алимпиева «Злая Земля» (2018) Флеш-беки из советского детства ждут зрителей в живописных полотнах Марии Сафроновой из проекта «Что если?» (2020). Под потолком одного из залов ММСИ реет космический шаттл из архивных картотек, навевающий ассоциации темными страницами недавней отечественной истории: деревянные ящички, из которых он состоит, маркированы кодами советских «шарашек» - научных лабораторий тюремного типа, где работали попавшие под репрессии ученые. Им вторят фотографии Данилы Ткаченко. Для серии «Манекены» (2020) он снял заброшенные гулаговские поселения, инсталлировав в них куклы в человеческий рост посреди заснеженного пейзажа. В серии «Планетарий» (2020) зритель видит покинутые города советского севера с окнами необитаемых домов, подсвеченными вспышками.
Другого рода вспышки смотрят на нас с работы Владимира Чернышева: в рамках своей остроумной интервенции он установил в лесу реальную автобусную остановку с изображением звезд. Вероятно, намекая на то, что в жизни всегда есть место звездному часу, даже если реальность пока темна и вселяет страх.