В московском издательстве «Эксмо» вышел дебютный роман азербайджанской писательницы Ширин Шафиевой «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу». Она написала его в 23 года, а в 27 получила за него престижную «Русскую премию». Журнал «Баку» писал об этой фантасмагорической истории три года назад. Теперь «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу» открывает именную серию книг, посвященных творчеству молодого литератора из Баку.
Проект редакции молодежной литературы «Эксмо», придуманный ее сотрудницами Ильгизой Сабировой, Алиной Зальновой и Мариной Мамонтовой, будет продолжен новым текстом Ширин Шафиевой «Не спи под инжировым деревом».
Автор объясняет, что ее новая книга, которая складывалась все это время, будто написана молодым музыкантом, чьего имени мы так и не узнаем. Герой ее играет в местной рок-группе и пишет песни, он весьма талантлив, но все его попытки обратить на это внимание общества кончаются ничем: в эпоху соцсетей и их, казалось бы, неограниченных возможностей заявить о себе миру невозможно. Здесь лучше всего слышен не самый красивый голос, а самый громкий.
Ширин говорит о романе, который выйдет нынешней осенью, что это своеобразная попытка написать портрет поколения, выросшего в момент расцвета интернета и соцсетей: «У этого поколения уникальные проблемы, каких раньше просто не могло быть. Хотя дилетантство и беспочвенная самоуверенность раньше тоже имели место, но только сейчас они тотально заменили собой профессионализм…» Впрочем, новая книга Шафиевой еще и о важности искусства (в финале герой приходит к утешительному выводу, что он, пока способен творить, никогда не будет по-настоящему потерян, беден и одинок), и о странных путях, которыми мы порой идем к своим целям.
Случай Ширин Шафиевой хочется назвать небывалым для московской книгоиздательской индустрии. Во-первых, именная серия книг обычно воспринимается как награда за «долгую жизнь в искусстве», которой удостаиваются известные писатели на склоне лет, а не 30-летняя дебютантка.
Во-вторых, как рассказала писательница нашему журналу, обычно такие книжные серии открывают, имея в редакционном портфеле не менее трех романов, тогда как серию Шафиевой затеяли, обладая лишь одним – «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу». Ширин пришлось спешно дописывать книгу о юном музыканте и немедленно приниматься за третий текст. К счастью, он уже был практически полностью придуман, осталось «всего лишь» сесть и записать его. Его рабочее название – «Сны Ocimum basilicum», а содержание составляет трип по мистическим и сакральным местам Азербайджана.
«Кстати, самой новинки у меня до сих пор нет, – говорит Ширин Шафиева. – Из-за пандемии мне не смогли выслать авторские экземпляры. Вживую я книгу видела только один раз – подруга заказала из Москвы. Я часто представляла себе, каково это будет – держать в руках своего, так сказать, первенца. Довольно странное ощущение. Читаешь напечатанный текст, узнаёшь его, вроде твой, но в то же время как будто чужой. Наверное, так и должно быть – будучи изданной, книга перестает принадлежать писателю и начинает принадлежать всем».