Рамина Саадатхан: большой взрыв

В работах азербайджанской художницы смешались сюрреалистические сюжеты, мотивы первобытной живописи, увлечение фовизмом, приемы граффити и удивительно праздничный, свежий взгляд на мироздание. Желтые тигры и красные люди, ископаемые ящеры и диковинные птицы, синие лианы и падающие звезды – яркий, новорожденный, еще не запылившийся мир. Кажется, что его создательница одновременно встряхнула баллончики со всеми основными цветами и дала им взорваться.

Сама Рамина называет свою технику коллажной, но в ее манере интуитивно синтезированы разные стили. Художнице интересна мифология всех народов мира, и она часто смешивает сюжеты разных мифов, обнаруживая в них нечто общее. На прошлогодней Венецианской биеннале в павильоне Азербайджана была выставлена масштабная работа Саадатхан «Энергия хаоса» (Energy of Chaos) – своего рода программное заявление автора.

«Энергия хаоса», 2022 год. Фото: Ugo Carmeni

«Когда я начинаю работать, стараюсь ни о чем не думать, просто смешиваю цвета, делаю разные слои, клею цветную бумагу. Мне очень нравится соединять несоединимое. Цвет – та точка отсчета, которая помогает перейти к следующему этапу в работе: именно он и есть «энергия хаоса». Похоже на сотворение мира, на то, как разряженные частицы переходят в плотные формы, но мне нравится останавливаться в тот момент, когда это свершилось не до конца: все равно потом все формы исчезнут, так же как мы с вами.

Я много думаю о таких вещах: о мироздании, о создании, о том, что будет спустя много-много лет. У всех нас есть генетическая память, уходящая корнями в далекое прошлое. Если отпустить себя, освободить голову, то на холсте проявятся образы, связанные с праисторией, отсылающие к первобытному искусству. Именно поэтому последнее мне так интересно. Это наше начало, и я думаю, что в конце концов мы вернемся в него, ведь во Вселенной всё циклично.

В «Энергии хаоса» мне захотелось привлечь внимание зрителя к сцене первобытной охоты. Вообще эта работа задумывалась как монументальная – практически мурал, который должен был заполнить все стены зала Старых прокураций. Чтобы заранее ощутить масштабы исторического помещения, мне дали возможность работать в огромном пространстве бакинского Музея камня. Мне там было очень легко, и я все закончила за рекордные два месяца».

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»